Пояснительная записка
Цель:
Создание в дошкольном учреждении условий, необходимых для развития разнообразных видов
детской деятельности в теплое время года в групповом помещении и на прогулочных участках;
Создание максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы,
эмоционально - личностного и познавательного развития воспитанников в летний период.
Формирование положительной мотивации у детей и взрослых (педагогов и родителей) к
проведению физкультурно-оздоровительных, познавательных, творческих мероприятий.
Основные задачи:
Работа с детьми
1.
Укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обогащение их
двигательного опыта, развитие физических качеств, приобщение к летним видам спорта.
2.
Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, совершенствование
функциональных возможностей детского организма.
3.
Формирование навыков безопасного поведения.
4.
Развитие познавательного интереса, художественно–творческих и интеллектуальных
способностей, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков, развитие
самостоятельности, инициативности.
Работа с педагогами
1.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации
летних оздоровительных мероприятий.
2.
Обеспечение методического сопровождения планирования и организации летней
оздоровительной работы, высокого уровня интеграции всех специалистов ДОУ в рамках
единого образовательного пространства.
3.
Создание условий для решения образовательных задач в совместной деятельности с
детьми.
4.
Мотивация педагогов на улучшение качества организации летней оздоровительной
работы.
Работа с родителями:
1.
Обеспечение просветительской деятельности родителей по вопросам организации
деятельности дошкольников и их оздоровления в летний период.
2.
Привлечение семей воспитанников
к участию в воспитательно-образовательном
процессе на основе сотрудничества и партнерства.
Ожидаемые результаты
ДЕТИ
обогащение двигательного опыта;
появление тенденции к снижению уровня заболеваемости;
понижение количества детей, имеющих нарушения осанки и свода стопы;
повышение интереса к различным видам спорта, участию в спортивных играх, способах
укрепления собственного здоровья;
повышение тренированности организма, его защитных механизмов и сопротивляемости
вредным воздействиям среды, отсутствие кислородного голодания;
потребность в физическом совершенствовании;
гармонизация детско-родительских отношений, микроклимат, основанный на доверии
между взрослыми и детьми.
РОДИТЕЛИ
повышение уровня общей педагогической культуры родителей в вопросах организации
летнего отдыха детей, сохранения и укрепления их здоровья;
повышение активности и интереса к совместным физкультурно - оздоровительным и
познавательным мероприятиям, организуемым в ДОУ;
положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье:
устойчивое желание отказаться от вредных привычек (в идеале отказ от них);
активный отдых вместе с детьми;
посещение секций, кружков оздоровительной направленности, бассейна;
проведение закаливающих мероприятий;
использование рекомендаций, полученных в ходе педагогического и медицинского
просвещения.
Пояснительная записка к летней оздоровительной работе в ДОУ
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания
условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий
и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов
окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном
учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет
широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников,
развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в
области организации летнего отдыха детей.
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. От окружающим его взрослых зависит то, как
он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных
процессов.
Лето – это маленькая жизнь.
Именно в этот период годы дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от
общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем чем больше времени проводят
дошкольниками на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации
деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать
неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам
образовательного процесса.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою
специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей
условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился
понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа
представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики,
особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую
связана со здоровьем этой личности. Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё
право на здоровье и счастливую жизнь? Одним из путей решения этой проблемы является
организация работы по воспитанию дошкольников в летний период года. Летний отдых детей
оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям,
создание положительных эмоций. В летний период, большие возможности предоставлено для
закаливания, совершенствования защитных реакций ребенка, широко используются солнечновоздушные ванны и водные закаливающие процедуры. Летом продолжается систематическая и
планомерная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух.
Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.
Приоритетными направлениями дошкольного учреждения в летний оздоровительный период
являются:
- физкультурно-оздоровительная работа;
- экологическое воспитание;
- игровая, музыкальная, театрализованная, изобразительная деятельность детей.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к
ней коллектив детского сада.
Главное - вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается
необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю
самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями
и увлечениями.
На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая
становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности,
что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В.
Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Цель:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их
индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей,
предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности,
инициативности, любознательности и познавательной активности.
3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным
вопросам детей в летний период.
4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной
работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха
дошкольников.
Направление образовательных областей
Задачи работы с детьми:
«Физическое развитие»:
1. Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма,
развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию
положительного эмоционального состояния.
2. Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
3. Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
4. Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
5. Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации
двигательных умений каждого ребенка.
6. Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма. «Художественноэстетическое развитие»:
1. Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
2. Поддерживать инициативу детей в импровизации.
3. Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
4. Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей
положительными эмоциями
5. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа,
используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
6. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками,
педагогами, родителями и другими людьми.
1. Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами
творца-художника.
2. Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка художественными
средствами — своего видения мира.
3. Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому,
экспериментировать с различными видами и способами изображения.
4. Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого
физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»:
1. Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию
природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о
ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
2. Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с
ориентацией на ненасильственную модель поведения.
3. Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть,
слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего
мира.
«Социально – коммуникативное развитие»:
1. Развивать игровую деятельность воспитанников;
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми;
3. Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств;
4. Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному
труду, труду других людей, его результатам;
5. Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них.
«Речевое развитие»
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя
речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм)
в различных формах и видах детской деятельности.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание,
уточнение) - формирование элементарного реплицирования.
5. Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).
6. Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
7. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
Принципы планирования оздоровительной работы.
При планировании оздоровительной работы в дошкольных отделениях следует придерживаться
следующих принципов:
1. комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных
технологий;
2. непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных
мероприятий;
3. преимущественное использование немедикаментозного оздоровления;
4. использование простых и доступных технологий;
5. формирование положительной мотивации у детей медицинского персонала и педагогов к
проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;
6. повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за
счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима,
физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушнотеплового режима и водоснабжения.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
• утренняя гимнастика;
• прогулка;
• двигательная активность;
• полоскание полости рта после еды;
• сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);
• проветривание помещение;
• гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
• хождение по ребристой дорожке;
• занятия, прогулки, походы;
• совместные досуги с родителями;
• спортивные праздники и развлечения;
• неделя здоровья;
• соревнования;
Формы оздоровительных мероприятий в летний период. 1. Организованная образовательная
деятельность это основная форма организованного систематического обучения детей
физическим упражнениям. Организация НОД должна исключать возможность перегрузки
детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических
процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечно-сосудистой, как
наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Упражнения подбираются в зависимости
от задач непосредственной образовательной деятельности, от возраста, физического развития и
состояния здоровья детей, физкультурного оборудования.
Планируются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных
игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии,
прогулки по маршруту (простейший туризм), праздники, развлечения 3 раза в неделю в часы
наименьшей инсоляции (до наступления жары или после ее спада).
Продолжительность организованной образовательной деятельности:
Младшая группа – 10 минут
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа. — 25 минут
Подготовительная группа — 30 минут
2. Утренняя гимнастика. Цель проведения – повышение функционального состояния и
работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки,
предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые
гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений;
упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки;
упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров.
Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в
соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей.
3. Подвижные игры. Рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит
от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей.
Виды игр:
• сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа);
• несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания;
• дворовые;
• народные;
• с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол).
Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы
наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10—20 минут.
4. Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы). Их выбор зависит от
интенсивности и вида предыдущей деятельности.
Варианты:
• упражнения на развитие мелкой моторики;
• ритмические движения;
• упражнения на внимание и координацию движений;
• упражнения в равновесии;
• упражнения для активизации работы глазных яблок.
• упражнения в равновесии;
• упражнения для активизации работы глазных мышц;
• гимнастика расслабления;
• корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в
развитии детей);
• упражнения на формирование правильной осанки;
• упражнения на формирование свода стопы.
Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.
Продолжительность:
старшая группа — 10 минут;
подготовительная группа— 12 минут.
5. Элементы видов спорта, спортивные упражнения. Способствуют формированию
специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению
кругозора детей. Виды спортивных упражнений:
• катание на самокатах;
• езда на велосипеде;
• катание на роликовых коньках;
• футбол;
• баскетбол;
• бадминтон.
Прикладное значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих трудовых
навыков и бережное отношение к инвентарю. Проводятся на воздухе, на игровой или
спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность:
младшая группа – 10 минут
старшая группа — 12 минут;
подготовительная группа — 15 минут.
6. Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного сна. Гимнастика сюжетно-игрового
характера.
Разминка после сна проводиться с использованием различных упражнений:
• с предметами и без предметов;
• на формирование правильной осанки;
• на формирование свода стопы;
• имитационного характера;
• сюжетные или игровые;
• с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, гантели, утяжелители, резиновые кольца,
эспандер);
• на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
• в равновесии
• на развитие мелкой моторики;
• на координацию движений;
• в равновесии.
Место проведения – спальня. Гимнастика пробуждения для всех возрастных групп
продолжительностью— 3—5 минут. Гимнастика после дневного сна для всех возрастных групп
— 7— 10 минут.
7. Индивидуальная работа в режиме дня. Проводится с отдельными детьми или по подгруппам
с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям.
Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях,
имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического
развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки. Проводится в спортивном зале.
Время устанавливается индивидуально.
8. Закаливающие мероприятия. Система мероприятий с учетом состояния здоровья,
физического развития, индивидуальных особенностей детей:
элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация
помещений, обтирание, обливание до пояса);
• закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (правильно
организованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими
упражнениями);
• специальные водные, солнечные процедуры, которые назначаются врачом.
Система закаливающих мероприятий
- Воздушно- температурный режим: от +18 до + 20° С, Обеспечивается рациональное сочетание
температуры воздуха и одежды детей.
- Одностороннее проветривание: В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин).
Допускается снижение температуры на 1-2 °С.
- Сквозное проветривание (в отсутствии детей): В холодное время проводится кратковременно
(5-10 мин). Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная
на 2-3 °С.
- Утром перед приходом детей. Прием детей на воздухе: К моменту прихода детей температура
воздуха восстанавливается до нормальной.
- Перед возвращением детей с дневной прогулки: К моменту прихода детей температура
воздуха восстанавливается до нормальной.
- Во время дневного сна, вечерней прогулки: В теплое время года проводится в течение всего
периода отсутствия детей в помещении. Обеспечивается состояние теплового комфорта
соответствием одежды, температуры.
- Утренняя гимнастика: В летний период на улице.
- Физическая культура: Проводится ежедневно на свежем воздухе, одежда облегченная. Одежда
и обувь соответствуют метеорологическим условиям.
- Хождение босиком: Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от +20 °С до +
22 °С.
- Водные процедуры:
Гигиенические процедуры: Умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры.
Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры. В летний период
- мытье ног.
Организация детской деятельности
Мир природы
• Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, растениями, птицами и т.д.)
• Природа края, в котором мы живём.
• Организация работы в цветнике и огороде.
• Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения.
• Требования к проведению целевых экскурсий.
• Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями.
Игра
• Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках.
• Организация разных видов игр в летний период.
Художественно-изобразительная деятельность
• Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности.
• Развитие детского творчества.
Летние праздники и досуги
• Знакомим детей с русскими народными праздниками.
• Основные требования в организации праздника.
• Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний
период.
Основы безопасности жизнедеятельности детей
• Инструктажи.
• Изучаем правила пожарной безопасности.
• Организация работы «Внимание дорога».
Организация работы с родителями
• Консультаций для родителей.
• Взаимодействие с родителями в летний период (дни открытых дверей, интересными людьми
живущими рядом, совместная трудовая деятельность).
Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и
практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной
работе.
Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды
деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми в летний период? Не будет ли это
препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых
детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять их для
коллективной игровой деятельности. Неправильно организованная детская деятельность,
приводит к усталость, и к излишнему возбуждению. Виды непосредственная образовательная
деятельность можно определить на педагогическом Совете ДОУ «Организация летней
оздоровительной работы». Дано право выбора коллективу педагогов определить перечень
непосредственная образовательная деятельность.
Создание условий для всестороннего развития детей.
- Переход на режим дня в соответствии с теплым периодом года: Прием детей на участках
детского сада, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа, образовательная деятельность на свежем
воздухе; наличие магнитофона, музыкального центра для музыкального фона.
- Организация водно-питьевого режима: Наличие чайника, охлажденной кипячёной воды,
одноразовых стаканчиков.
- Организация закаливающих процедур: Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног;
таза, лейки; индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла.
Условия для физического развития
- Организация безопасных условий пребывания детей в дошкольных отделениях: Наличие
аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках.
- Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни: Наличие
дидактического материала для: работы по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного
движения, работы по ЗОЖ.
- Организация оптимального двигательного режима: Наличие физкультурного оборудования,
проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция, осанки, плоскостопия и
др.) Организация образовательной деятельности по физической культуре, спортивных
праздников и развлечений.
Условия для познавательного и экологического развития
- Организация труда и наблюдений в природе: Наличие цветника, огорода, уголка природы в
группах; оборудования и пособий (лопатки, лейки, грабли).
- Организация игр с песком и водой: Наличие исправных песочниц на участках, лейки для
обработки песка, лопат.
Условия для развития изобразительного творчества
- Организация изобразительного творчества и ручного труда: Наличие традиционных и
нетрадиционных материалов для изобразительной деятельности и ручного труда (картон,
цветная бумага, клей, ножницы, нитки, тесто, ткань, овощи). Организация выставки детских
работ.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Организация двигательного режима
- Прием и утренняя гимнастика на воздухе: Все возрастные группы.
- Дыхательная гимнастика: Все возрастные группы (ежедневно после дневного сна).
- Физкультурная образовательная деятельность: Все возрастные группы (2 раза в неделю).
- Оздоровительная ходьба по детскому саду на развитие дыхания: Все возрастные группы
(еженедельно).
- Дозированный бег для развития выносливости: Все возрастные группы (ежедневно в конце
прогулки по индивидуальным показателям).
- Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упражнения в равновесии и т.д.): Все
возрастные группы (ежедневно на прогулках, подгруппами и индивидуально).
- Подвижные игры на прогулке: Все возрастные группы (ежедневно).
- Физкультурные досуги и развлечения: Все возрастные группы (еженедельно).
Закаливающие мероприятия
- Воздушные ванны: Все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду).
- Прогулки: Все возрастные группы (ежедневно).
- Хождение босиком по песку и траве: Все возрастные группы (ежедневно в тёплую погоду).
- Обширное умывание: Все возрастные группы (ежедневно).
- Мытье ног: Все возрастные группы (ежедневно).
Лечебно – оздоровительная работа
- Полоскание горла (календула, эвкалипт): Все возрастные группы (ежедневно).
- Полоскание зева холодной кипячёной водой: Все возрастные группы (после еды).
Деятельность сотрудников в осуществлении физкультурно-оздоровительной работы летом.
- Руководители структурных подразделений: - создание необходимые условия для укрепления
здоровья детей, для обеспечения их питания. - обеспечивает выполнения санитарногигиенических правил, противопожарных мер, условий по охране и здоровья детей. обеспечивает медико-педагогический контроль за проведением физкультурно-оздоровительных
мероприятий. - проводит обучение и инструктаж по технике безопасности.
- Воспитатели: - осматривает детей во время утреннего приёма. - организовывает и
контролирует проведение всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах. осуществляет контроль за режимом дня. - отслеживает и делает профилактические прививки. оказывает доврачебную помощь. - наблюдает за динамикой физического развития детей. проверяет организацию питания в группах.
- следит за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока, групповых помещений
учреждения. - проводит санитарно-просветительскую работу среди сотрудников и родителей
дошкольного учреждения.
- Заведующий, медсестра: - контроль качество поставляемых продуктов, соблюдение правил их
хранения и реализации. - следит за качество приготовления пищи. - ведет бракераж сырых и
вареных продуктов. - следить за выполнением графика получения пищи по группам. проверяет организацию питания в группах.
- Зам.заведующего и специалисты: - составляют непосредственную образовательную
деятельность, план физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах;
- осуществляют контроль за режимом дня.
- проводится мониторинг двигательных навыков совместно с воспитателем по физической
культуры. - наблюдение за динамикой физического развития детей.
- Инструктор по физической культуре: - контролирует всю физкультурно-оздоровительную
работу. - проводит физкультурную деятельность, физкультурные досуги и праздники,
индивидуальную работу по развитию и коррекции двигательных навыков. - проводит
мониторинг двигательных навыков совместно с зам.заведующего и воспитателями. консультирует воспитателей по вопросам проведения утренней гимнастики, подвижных игр,
индивидуальной работы по развитию движений. - проводит просветительскую работу с
родителями по вопросам здорового образа жизни и использование элементов физической
культуры в домашних условиях.
- Музыкальный руководитель: - способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка. проводит музыкальные игры. - занимаемся развитием движений детей на образовательной
деятельности музыкальных и в свободное время. - участие в проведении утренней гимнастике,
физических досугах и праздников.
- Воспитатели: - проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику после
сна, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по
развитию движений, закаливающие мероприятия.
- осуществляет подбор пособий и игрушек в соответствии с гигиеническими требованиями к
ним, с учетом возрастных особенностей детей. - проводит консультативную работу среди
родителей и педагогов по вопросам физического развития и оздоровления детей.
- соблюдения режима дня. - следит за здоровьем детей и их эмоциональном состоянием,
информируют об этом медицинскую сестру, заведующего, психолога. - следит за
температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей. - следят за состоянием
физического здоровья детей и проведении закаливающих мероприятий. - проводят
просветительную работу среди родителей и детей.
- Заведующего хозяйством: - своевременно производит замену постельного белья, следит за
состоянием оборудования, здания, помещений, территории во избежание травмоопасных
ситуаций. - контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Мероприятия
Дата
Перевести ДОУ на летний режим. Все виды занятий
проводить на воздухе (Приказ №50 от 25.05.2023 г.)
Разработать режим дня с увеличением времени
пребывания детей на свежем воздухе, увеличением
времени на сон детей за счет смещения времени
обеда. (Приложение №2)
01.06.2024
Провести антропометрию всех детей ДОУ,
разнести данные в ф. № 112.
Совместно с заведующим ДОУ и завхозом,
проверить готовность участков к летнеоздоровительному сезону.
Оформить уголки здоровья, папки передвижки,
сан. листы по летне-оздоровительному сезону.
Провести инструктаж персонала по работе в
летний период.
Провести инструктаж с работниками пищеблока.
до 01.06
до 04.06
до 01.06
Ответственные
зав. ДОУ,
зам.завед, м/с
зам.завед,
м/с,
зав. ДОУ,
м/с
завхоз
до 01.06
м/с,
до 29.05
м/с,
до 29.05.
м/с,
м/с
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Организовать утренний прием на свежем воздухе
Создание условий для физического развития
• обеспечение аптечкой первой помощи
• обеспечение исправным оборудованием на
• прогулочных площадка
обеспечение дидактическим материалом для работы
по ОБЖ, ЗОЖ, ПДД
• обеспечение оборудованием для занятий
физической культурой (мячи, кегли, кольцебросы,
скакалки, мешочки с песком и др.)
Создание условий для познавательного развития
•
подготовка атрибутов;
•
подготовка дидактического материала;
•
подготовка игрового оборудования;
•
проведение целевых прогулок;
•
обеспечение опытным участком;
•
обеспечение пособиями и оборудованием
для проведения экспериментов;
•
ведение календаря природы;
• обеспечение оборудованием для труда.
Создание условий для художественно эстетического развития
• обеспечение изобразительными средствами и
оборудованием (мелки, кисти, акварель и т. д.)
• организация выставок детского творчества;
• организация работы детского кинозала.
Организация физкультурных развлечений и
досугов.
Организация музыкальных развлечений и досугов.
(Приложение №1)
Организовать проведение утренней гимнастики,
физкультурные занятия и развлечения на свежем
воздухе
Проводить закаливающие процедуры (солнечные,
воздушные ванны, игры с водой, хождение
босиком).
Организовать гигиеническое мытье ног после
прогулки.
Провести санитарно просветительскую работу с
родителями по организации работы ДОУ в летний
период.
Укомплектовать мед. аптечку для оказания первой
помощи при травмах и неотложных состояниях.
Обеспечить достаточным количеством
дезинфицирующих и моющих средств помещения
ДОУ.
Осуществлять оперативный контроль за:
* Санитарным состоянием участков, веранд, песка,
малых форм.
* Перелопачиванием песка в песочницах.
* Наличием и ежедневным мытьем выносного
материала.
* Соблюдением питьевого режима в группах и на
с 01.06.
постоянно
постоянно
м/с,
Завхоз,
воспитатели
воспитатели
постоянно
муз.рук.
воспитатели
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
воспитатели
с 01.06.
с 01.06.
с 01.06.
с 01.06 по
04.06.
29.05.
до 01.06.
Муз.руководитель,
инструктор по
физ.культуре,
зам.зав,
воспитатели
воспитатели
воспитатели
м/с, воспитатели
заведующий
ДОУ, м/с
м/с, завхоз.
м/с, .
ежедневно
участке.
* Соблюдением сан.-эпид. режима в группах.
* Соблюдением графика проветривания
* Организацией кормления детей.
* Организацией дневного сна.
* Соблюдением сан.-гигиенических правил
детьми.
* Одеждой детей в летний период (наличие
головного убора).
* Своевременным прохождением медосмотра
работниками ДОУ.
* Качеством поступающей продукции, наличием
сопроводительных документов.
* Хранением продуктов.
* Соблюдением сроков реализации
скоропортящихся продуктов.
* Соблюдением сан.-эпид. режима пищеблока.
* Кулинарной обработкой свежих овощей,
фруктов.
* Технологией приготовления блюд, салатов из
свежих овощей.
* Обработкой яиц.
* Хранением и вывозом пищевых отходов,
бытового мусора.
* Санитарным состоянием складских помещений,
хоз. двора, овощехранилища, морозильной
камеры.
* Правильным отбором и хранением суточных
проб.
* Соблюдением графика и нормы выдачи готовой
продукции с пищеблока.
* Соблюдением правил личной гигиены
сотрудников пищеблока.
* Своевременным и правильным оформлением
соответствующих документов.
* Составлением перспективного меню на летний
период.
* Разнообразием меню, выписыванием свежих
овощей и фруктов, соков.
ежедневно
м/с,
Комплексный план мероприятий летне-оздоровительной работы
МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»
в 2023-2024 учебном году
Организационно-методическая работа
Форма
Консультации,
семинары
Содержание
Санитарно-эпидемиологический
режимДОУ в летнее время.
организация игровой деятельности с
детьмина площадках в летний период
Организация целевых прогулок.
Исследовательская деятельность детей
Организация проектной деятельности
Время
проведения
июнь август
Ответственный
Зам.
заведующего
влетний период
сдетьми в летний период
Организация закаливания в
летнийпериод.
Организация детской познавательной
деятельности в условиях летнего
периода
Работа
методического
кабинета
Методические разработки
праздников, развлечений.
Выставка методического материала
по безопасности жизнедеятельности
детей.
Подбор информационного материала
дляродительского уголка.
Подготовка выставок,
конкурсов,соревнований.
Подбор стихов, загадок, пословиц о
лете.
Составление плана работы на
новыйучебный год;
образовательной
программы
июнь август
Зам.
заведующего
Профилактическая работа
Инструктаж с сотрудниками ДОУ по: организации охраны
жизни и здоровья детей; предупреждению детского
травматизма; охране труда и выполнению техники
безопасности на рабочем месте.
Комплектация медицинской аптечки для оказания первой
помощи
Консультации с воспитателями:
«Оказание первой медицинской помощи в различных
ситуациях»
«Организация закаливания»
«Организация сна в летний период»
«Санитарные нормы и правила при организации работы
ДОУ в летний период»
«Питьевой режим в летний период»
Оформление санитарных бюллетеней:
«Клещевой энцефалит»
«Особенности закаливания в летний период»
«Кишечные инфекции»
Май
Зам.заведующего
Завхоз
Май
завхоз
Май
Зам.заведующего
Июнь
Июнь
Июнь
Июнь
медсестра
Июнь
Июль
Август
Зам.заведующего
медсестра
Беседы медсестры с детьми:
«Осторожно, насекомые!»
«Болезни грязных рук»
«Где живут витамины?»
воспитатели
Июнь
Июль
Август
План взаимодействия с родителями воспитанников
Направление
работы
Информационная,
профилактическая
деятельность
Консультации
Совместная
деятельность
детского сада и
семьи
Сотрудничеств
о с родителями
вновь
поступающих
детей
Содержание
Оформление «Уголка для родителей» в группах:
- режим дня в летний период;
- рекомендации по организации летнего отдыха
детей;
- система оздоровления детей в летний период в
ДОУ (существующая)
- еженедельное освещение перспективных планов
работы
Оформление «Уголка для родителей» на улице с
ежедневным информированием родителей о
мероприятиях, проводимых с детьми;
Оформление санитарных бюллетеней в группах:
«Кишечные инфекции»
«Особенности закаливания и оздоровления детей в
летний период» (в условиях семьи)
Оформление «Уголка здоровья для родителей»
(стенд мед. кабинета):
- профилактика солнечного теплового удара
- профилактика кишечных инфекций
- организация закаливающих процедур;
- игры детей на свежем воздухе;
- организация походов и пеших прогулок всей
семьей.
«Лето-пора закаляться!»
«Как развивать творчество детей»
«Удивительные открытия»
Консультации с родителями вновь поступающих
детей.
Привлечение родителей к организации и
проведению совместных досугов.
Проведение совместных спортивных
мероприятий.
Привлечение родителей к благоустройству и
озеленению участка ДОУ
Организация тематических выставок, конкурсов
в детском саду.
Анкетирование родителей по выявлению детей с
предпосылками к тяжелой степени адаптации.
Круглый стол по проблеме адаптации к детскому
саду
Просветительская работа (памятки,
рекомендации)
Ответственный
воспитатели
воспитатели
воспитатели
медсестра
воспитатели
Зам.заведующего,
воспитатели
Зам.заведующего
Зам.заведующего,
воспитатели
План организационно – хозяйственной работы в летний период
№
Мероприятия
Сроки
выполнения
Ответственные
1. Высадка цветочной рассады на клумбы,
облагораживание территории ДОУ
Май
Завхоз,
воспитатели
2. Пополнение участка детского сада
необходимым выносным оборудованием
для осуществления игровой деятельности
3. Ежедневный осмотр территории ДОУ с
целью обеспечения безопасных условий и
соблюдения санитарных норм
В течение лета
Завхоз, воспитатели
июнь-август
Администрация
ДОУ
4. Завоз песка во все песочницы на территории
ДОУ после проведенной экспертизы
июнь
завхоз
5. Ремонт, покраска и реконструкция малых
архитектурных форм на прогулочных
площадках
6. Проведение инструктажа с младшими
воспитателями о значении и особенностях
летней оздоровительной работы
7. Покос травы на территории детского сада
июнь
завхоз
июнь
Зам.заведующего
По мере
необходимости
завхоз
8. Полив, прополка, уборка сорняков на
клумбах
По мере
необходимости
завхоз
9. Вывоз строительного и иного мусора с
территории ДОУ
По мере
необходимости
завхоз
10. Осуществление контроля за выполнением
ремонтных работ
июнь-август
завхоз
11. Составление отчета о проделанной работе
Август
Администрация
ДОУ
План медико-педагогического контроля
в летний оздоровительный период
Вопросы
контроля
Организация
питьевого
режима
Организация
двигательной
деятельности
детей
Одежда и обувь
детей
Система
закаливающих
мероприятий
Организация
прогулки
Соблюдение
санитарногигиенических
требований в
группах
Организация
питания
Содержание
Периодичность Ответственные
Контроль безопасности и качества воды
(сроки хранения)
Соблюдение правил употребления воды
детьми
Проведение и организация утренней
гимнастики, гимнастики после сна,
подвижных игр.
Планирование двигательной
деятельности.
ежедневно
медсестра
воспитатели
1 раз в 2 недели
Зам.заведующего,
воспитатели
Проверка соблюдений требований к
одежде в помещении и на прогулке в
соответствии с температурой воздуха и
возрастом детей.
Наличие у детей головных уборов в
жаркое время дня.
Форма одежды во время прогулки и в
помещении.
Обливание, мытье ног после прогулки
Босохождение после сна по «дорожкам
здоровья».
Игры с водой во время прогулки.
Создание условий на площадке
Состояние выносного материала
Соблюдение требований к проведению
прогулки (продолжительность,
двигательная деятельность).
Санитарное состояние группы, спальни,
туалета, буфета.
Наличие и состояние полотенец для ног.
1 раз в 2 недели
Медсестра,
воспитатели
1 раз в неделю
медсестра
1 раз в 2 недели
Зам.заведующего
1 раз в неделю
медсестра,
завхоз
Соблюдение режима питания
Соблюдение санитарных норм на
пищеблоке
Соблюдение летнего меню
Качество готовых блюд
Создание условий в группах для приема
пищи (сервировка столов, санитарное
состояние)
1 раз в неделю
Зам.заведующего
медсестра
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО – СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ЛЕТНЕ - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
в 2024 году
Название недели
1 Солнечная
03.06.-07.06.
2 День России
10.06.-14.06.
июнь
3 Цветочная
17.06.-21.06.
4 Витаминная
24.06.-28.06.
5 Походная
01.07.-05.07.
июль
1 Водная
08.07-12.07.
2 Лесная
15.07.-19.07.
3 Почвенная
22.07.-26.07.
4 Туристическая
29.07.-02.08.
1Воздушная
05.08.-09.08
август
2 Зоологическая
12.08-16.08.
3 Сказочная
19.08-23.08.
4 Круизная
26.08-30.08
Мероприятие
Ответственный
Квест-игра «Паровозик
«Детство»
Спортивное развлечение
ко Дню России
«Моя страна - Россия»
«Путешествие в
цветочную страну»
«В гости к Витаминке»
Распоркина Е,В.
воспитатели
Халина ЕС
воспитатели
Развлечение ПДД
«Приключение в стране
Светофории»
«В гостях у Нептуна»
Викторина
«Берегите лес»
Спортивное развлечение
«Геологическая
экспедиция»
Конкурс загадок
«Мы – весёлые туристы»
Парад воздушных шаров
«Шарики воздушные,
ветерку послушные»
Развлечение
«Веселый зоопарк»
Викторина по сказкам
«Вокруг света за один
день»
Бирюкова ТА
воспитатели
Халина ЕС
воспитатели
Распоркина Е.В.
воспитатели
Бирюкова ТА
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Распоркина ЕВ
Халина ЕС
воспитатели
Формы оздоровительных мероприятий в летний
период
Формы работы
место
Утренняя гимнастика
Цель проведения- повышение функционального состояния и
работоспособности
организма,
развитие
моторики,
формирование
правильной
осанки,
предупреждение
плоскостопия
Простые гимнастические упражнения с обязательным введением
дыхательных упражнений:
с предметами и без предметов;
на формирование правильной осанки;
на формирование свода стопы;
имитационного характера;
с использованием модулей
Подвижные игры:
сюжетные, несюжетные с элементами соревнований; дворовые,
народные; с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол)
Двигательные разминки:
Выбор зависит от интенсивности
деятельности.
и
вида
предыдущей
упражнения на развитие мелкой моторики;
ритмические движения;
упражнения на координацию движений и внимание;
упражнения в равновесии;
упражнения для активизации работы глазных мышц;
гимнастика расслабления;
корригирующие упражнения;
упражнения на формирование правильной осанки;
упражнения на формирование свода стопы;
На воздухе
На воздухе, на
площадке
На воздухе, на
игровой и
спортивной
площадке
Условия организации
Ответственные
продолжительность
время
по группам (мин)
Младшая – 6
Ежедневно
Воспитатели
Средняя
–
8
перед
групп,
Старшая – 10
завтраком
инструктор по
Подготовительная – 12
ФИЗО
Ежедневно в
часы
наименьшей
инсоляции
Ежедневно в
часы
наименьшей
инсоляции
Для всех возрастных
групп –
Воспитатели
групп
10-20
Младшая – 6
Средняя – 8
Старшая – 10
Подготовительная - 12
Воспитатели
групп,
инструктор по
ФИЗО
Элементы видов спорта, спортивные упражнения:
Цель – формирование специальных двигательных навыков,
воспитание волевых качеств, эмоций, расширение кругозора
На воздухе, на
игровой и
спортивной
Ежедневно в
часы
наименьшей
Средняя – 10
Старшая – 12
Подготовительная - 15
Воспитатели
групп,
инструктор по
детей.
катание на самокатах;
езда на велосипедах;
катание на роликовых коньках;
футбол;
баскетбол;
бадминтон;
Гимнастика после дневного сна:
Разминка после сна с использованием различных упражнений
с предметами и без предметов;
упражнения на развитие мелкой моторики;
упражнения на координацию движений ;
упражнения в равновесии;
корригирующие упражнения;
упражнения на формирование правильной осанки;
упражнения на формирование свода стопы;
имитационного характера;
сюжетные или игровые;
с простейшими тренажерами (гимнастические мячи,
гантели, утяжелители, резиновые кольца, эспандер)
Закаливающие мероприятия:
Система мероприятий с учетом состояния здоровья,
физического развития, индивидуальных особенностей детей:
умывание прохладной водой;
босохождение;
солнечные и воздушные ванны
Индивидуальная работа в режиме дня
площадке
инсоляции
ФИЗО
Спальня или
групповое
помещение с
доступом
свежего воздуха
Ежедневно
после дневного
сна
Для всех возрастных
групп от 7 до 10
Воспитатели
групп
С учетом
специфики
закаливающего
мероприятия
По плану в
зависимости от
характера
закаливающего
мероприятия
По усмотрению
медицинских
работников
Старшая
медсестра,
воспитатели
групп
С учетом
специфики
индивидуальной
работы
Ежедневно
3-7
Инструктор по
ФИЗО,
воспитатели
групп
Праздники, досуги, развлечения
Способствуют закреплению полученных навыков, активизации
физиологических процессов в организме под влиянием
усиленной
двигательной
активности в сочетании с
положительными эмоциями.
На воздухе, на
игровой и
спортивной
площадке
1 раз в неделю
Не более 30 мин.
Музыкальный
руководитель,
инструктор по
ФИЗО,
воспитатели
групп