Пояснительная записка к учебному плану
МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»
2024-2025 учебный год
Учебный план МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»
регламентирующий организацию образовательного процесса
методического
обеспечения,
кадрового
обеспечения;
образовательных областей и объем учебного времени,
организованной образовательной деятельности.
является нормативным актом,
в ДОУ с учетом наглядноустанавливающим
перечень
отводимого на проведение
Основными задачами планирования являются:
1.
Регулирование объема образовательной нагрузки.
2.
Реализация федеральной образовательной программы
3.
Реализация
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования к содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ.
4.
Обеспечение углубленной работы по познавательному направлению.
Учебный план МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» на 2024-2025 учебный год
разработан в соответствие с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного
образования»;
«Санитарно - эпидемиологическими требования воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №
28,(зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2020 № 61573), (далее – СанПиН 2.4.3648-20);
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 года № 2, (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2021 № 62296), (далее –
СанПиН 1.2.3685-21);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155
«Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования » Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28.02.2014г. № 08-249;
Устав МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»;
Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка».
Учебный год начинается с 1 сентября 2024 г. и заканчивается 31 мая 2025г. ДОУ работает в
режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
В 2024-2025 учебном году в МБДОУ ДС «Золотая рыбка» функционирует 8
общеобразовательных групп, и 3 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3 лет
компенсирующей направленности, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:
№
Наименование группы
Возраст
1.
Одновозрастная группа для детей от 1 года до 3 лет общеразвивающей
направленности, 1-я младшая «Дочки – сыночки»
Одновозрастная группа для детей от 1 года до 3 лет общеразвивающей
направленности, 1-я младшая «Дочки – сыночки»
Одновозрастная группа для детей от 3 года до 4 лет общеразвивающей
направленности, «Подсолнушки» 2-я младшая №1
Одновозрастная группа для детей от 3 года до 4 лет общеразвивающей
направленности, «Солнышко» 2-я младшая №2
Одновозрастная группа для детей от 4 года до 5 лет общеразвивающей
направленности, «Одуванчики» средняя
Одновозрастная группа для детей старше 3 лет общеразвивающей
направленности, «Непоседы», старшая
Одновозрастная группа для детей старше 3 лет общеразвивающей
направленности, «Теремок» подготовительная
Группа компенсирующей направленности №1 для детей с тяжелыми
нарушениями речи, «Говорушки»
Группа компенсирующей направленности №2 для детей с тяжелыми
нарушениями речи «Речецветик»
Группа компенсирующей направленности №3 для детей с тяжелыми
нарушениями речи «Улыбка»
с 1,6 до 3 лет
15
с 1,6 до 3 лет
15
с 3 до 4 лет
17
с 3 до 4 лет
21
с до 5 лет
24
5 – 6 лет
14
6 – 7 лет
20
с 5 -6 лет
16
с 5 – 7 лет
10
с 6 – 7 лет
14
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Кол-во
отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%.
В соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного
образования в обязательной части Плана определено время на организованную образовательную
деятельность (ООД), отведенное на реализацию пяти образовательных областей.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие» отражено в режиме занятий. Занятия используются, как
одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в
части, формируемой участниками образовательного процесса, кроме этого, в учебном плане и в
календарном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее
характерные для каждого возраста детей.
При составлении учебного плана учитываются принципы:
- принцип развивающего образования, цель которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процессаобразования дошкольников;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными
возможностями иособенностями детей, спецификой образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской
деятельности
(игровой,
элементарно-трудовой,
познавательно-исследовательской,
конструирование, изобразительной, коммуникативной, восприятие художественной литературы и
фольклора, музыкальной, двигательной). И их интеграцию с использованием разнообразных
форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в
зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач.
Планируются занятия физкультурно – оздоровительного и эстетического цикла во всех
возрастных группах и занятия, требующие повышенной познавательной активности и
умственного напряжения, проводятся в первую половину дня с учетом дней наиболее высокой
трудоспособности.
МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» реализует основную образовательную программу
дошкольного образования во всех группах общеразвивающей направленности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её
природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетическойактивности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в
обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Максимально-предельная нагрузка ООД
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию
парциальных образовательных программ для детей дошкольного возраста.
Продолжительность
ООД
Максимальный объем
образовательной
нагрузки в первой
половине дня
1,6-3
года
810мин.
20мин.
3-4 года
Не более
15мин.
30мин.
4-5 лет
Не более
20 мин.
40 мин.
5-6 лет
Не более 25
мин.
1ч.15мин.
6-7 лет
Не более
30мин.
1ч.30мин.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность,
проводятфизкультминутки. Перерыв между периодами ООД не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет
не более 25 – 30 минут в день. В середине ООД статического характера проводятся
физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации занятий с 1,6 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (фронтальные).
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет
гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента
воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода
педагогов.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно
игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группа)
выделяется время для занятий учебно-развивающего характера.
В первой и второй младших группах организованная образовательная деятельность
проводится в первой, половине дня. Количество видов ООД в первой половине дня в младшей и
средней группах не превышает двух занятий, а в старшей и подготовительной – трех.
Причем ООД с детьми 5-7 лет может осуществляться во второй половине дня после
дневного
сна,
но
не
чаще
2-3
раз
в
неделю.
Дополнительная образовательная деятельность (кружки) проводятся во второй половине дня, и
их продолжительность не превышает 25-30 мин.
ООД физкультурно-оздоровительного цикла должна занимать не менее 50% общего
времени, отведенного на ООД. Физическая культура для дошкольников проводиться 3 раза в
неделю. Одно из занятий по физической культуре для дошкольников проводиться
круглогодично на открытом воздухе в соответствии с основной образовательной программой и
СанПиН. В теплое время года ООД по физической культуре проводиться на открытом воздухе.
Общественно полезный труд старших дошкольников проводиться в форме
самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка
стола, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут
в день.
Коррекционно-воспитательная работа в логопедических группах ведётся по
разработанной адаптированным программе на основе Федеральной адаптированной
образовательной программы (ФАОП). Также используется «Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада с ОНР» Н.В. Нищевой. Учебный
план предусматривает проведение подгрупповых и фронтальных занятий с детьми и «Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б.
Филичевой, Т.В. Чиркиной.
На основании диагностических данных по каждому ребенку (речевых карт) и в
соответствии с речевыми дефектами детей были намечены направления работы в учебном году,
разработаны перспективный и тематический планы.
Работа с детьми проводится по следующим коррекционно-развивающим направлениям:
• Развитие речевого дыхания и силы голоса;
• Исправление звукопроизношения и постановку звуков у всех детей
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие фонематического слуха
• Развитие диалогической и монологической речи посредством театрализованных игр, игрдраматизаций, коррекционно-дидактических игр и т. д.
• Расширение и пополнение словарного запаса по всем лексическим темам
• Развитие психических процессов, связанных с развитием речи, памяти, внимания, мышления.
Намеченные коррекционные задачи индивидуального развития и оказания эффективной
помощи каждому ребенку решались в тесном взаимодействии всех специалистов, работающих в
логопедической группе (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре).
При составлении режима дня соблюдалось сбалансированное чередование специальноорганизованной деятельности и свободного отдыха детей.
Парциальные программы являются дополнением к основной общеобразовательной
программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.
Вариативная часть учебного плана часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает
приоритетное направление деятельности МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» и расширение
области образовательных услуг для воспитанников, предполагает реализацию ООД, досуговой,
игровой деятельности. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию
дополнительных образовательных услуг (кружковую работу). Исходя из запросов родителей и с
целью развития способностей детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в
ДОУ организованы кружки. В целях полной удовлетворенности родительского спроса на
образовательные услуги в 2024 – 2025 учебном году в ДОУ реализуются бесплатные
образовательные услуги:
«Читайка»
«Страна Вообразилия»
«Звуковой калейдоскоп»
«Мечта»
«Крепыш»
При этом, учитывая требование СанПин по максимальной недельной нагрузке, каждый
ребенок на выбор может посещать не более 1 кружка, старший возраст – не более 2 кружков.
С 01.09. по 15.09, и с 10.05. по 25.05. ежегодно проводится мониторинг уровня развития
интегративных качеств и достижения детьми планируемых результатов.
Учебный план составлен из расчёта 36 недель и не превышает максимально допустимый
объём общей нагрузки, рационально распределяет время, отводимое на освоение федеральной
образовательной программы.
Учебный год начинается с 01.09. и заканчивается 31.05. В середине учебного года
(январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы.