Содержание
I. Целевой раздел
3-10
1. Пояснительная записка
3-10
1.1. Цели и задачи рабочей программы
4-5
1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
5-6
1.3.1. Возрастная психофизические характеристика дошкольников
6-7
1.3.2. Характеристика контингента обучающихся с общим (ОНР) и тяжелым
недоразвитием речи (ТНР)
7-9
1.4. Планируемые результаты
9-10
1.5. Психологическая диагностика
10
II. Содержательный раздел
11
2.1. Коррекционно - развивающие задачи
11-24
2.1.1.
Психологическое
сопровождение
образовательной
области
«Социальнокоммуникативное развитие»
11-12
2.1.2. Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное
развитие»
12-13
2.1.3. Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое
развитие»
13
2.1.4. Психологическое
эстетическое развитие»
образовательной
области
«Художественно13-14
образовательной области «Физическое
развитие
14-18
2.2 Содержание психолого-педагогической работы в соответствии с основным
направления развития ребенка (вариативная часть программы)
18-20
2.3. Перспективное планирование работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
(с нарушением речи)
21
2.4. Особенности взаимодействия педагога - психолога с семьями воспитанников
21-22
2.5 Способы и направления детской инициативы
22
2.6. Организация коррекционно - развивающей работы педагога-психолога
23
2.7 Система работы по индивидуальным образовательным маршрутам
23-24
III. Организационный раздел
25-31
3. Организация коррекционно - развивающих занятий педагога – психолога
25-31
3.1. Организация развивающей предметно - пространственной среды
25-27
3.2. Методическое обеспечение Программы
28
3.3. Материально-техническое оснащение программы
28-31
IV. Литература
32
2.1.5.
Психологическое
сопровождение
сопровождение
2
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа педагога – психолога для обучающихся групп компенсирующей
направленности с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) с нарушением речи (далее
- Программа) разработана на основе Адаптированной образовательной программы МБДОУ
«Детский сад «Золотая рыбка» для обучающихся с ограниченными возможностями (с
нарушением речи), а также с учетом Основной образовательной программы МБДОУ.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, коррекции развития личности
воспитанников дошкольного возраста с ОВЗ (с нарушением речи) и определяет комплекс
основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Компенсирующая группа для обучающихся с ОВЗ (с нарушением речи)
комплектуется из дошкольников возраста от 4 до 5 лет, и старшего возраста от 6 до 7 лет,
направленных в детский сад территориальной психолого-медико-педагогической комиссией
(ПМПК).
К группам обучающихся с ОВЗ (с нарушением речи) относятся воспитанники,
состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов
образовательной программы ДОУ, это воспитанники с тяжелым недоразвитием речи.
Образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности с ОВЗ
регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования и нормативно-правовыми документами:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
2. Федеральная
адаптированная
образовательная
программа
дошкольного
образования.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования» (далее ФГОС ДО)
4. Приказом Минобразования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования» (изменен 06.04.2019г Приказ Минпросвещения России от 21.01.2019г № 32)
5. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и
дополнениями;
6. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
7. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от
28.09.2020г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
8. Положением ППк МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка».
Рабочая программа обеспечивает психолого-педагогическое, коррекционноразвивающее сопровождение воспитанников с ОВЗ с нарушением речи в возрасте от 4 до 7
лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
При разработке программы учитывался контингент воспитанников с нарушением
речи, выявленный в ходе педагогической диагностики речевого развития (дошкольники с
ОНР). Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, у воспитанников
данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и
различие звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем,
следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный
3
запас отстает от нормы как по количественным показателям; страдает связная речь.
Таким образом, указанные отклонения в развитии дошкольников, страдающих
речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально
организованной работы по их коррекции.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства
образования и науки от 17 октября 2013 года) и на основе программ:
-Адаптированной основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад
«Золотая рыбка»
а также с учетом комплексных программ и методических пособий:
- Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с общим
недоразвитием речи». Под ред. Нищевой Н.В.
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает коррекцию нарушений в
эмоционально-волевой, познавательной сфере, моторной функции; создание условий для
социально-личностного развития дошкольников с ОВЗ (с нарушением речи), развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
1.1. Цели и задачи рабочей программы
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой
культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в
современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника. Осуществлять коррекционно-развивающее обучение дошкольников с ОВЗ с
нарушением речи.
Задачи коррекционной работы педагога-психолога:
1.
Осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и
координации психических нарушений (своевременно выявлять дошкольников с трудностями
адаптации, обусловленными ОВЗ;
2.
Определять особые образовательные потребности воспитанников с ОВЗ (с
нарушением речи);
3.
Определять особенности организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории воспитанников в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его
выраженности;
4.
Подбирать, совершенствовать и систематизировать методы работы педагогапсихолога с программным содержанием.
5.
Способствовать развитию всех психических познавательных процессов с
учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
6.
Укреплять физическое и психическое здоровье обучающихся с ОВЗ (с
нарушением речи), в том числе их эмоциональное благополучие;
7.
Обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
8.
Формировать общую культуру личности воспитанников, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.
9.
Консультировать и поддерживать семью, с целью повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья дошкольника.
Таким образом, решение программных задач осуществляется не только на занятиях с
4
педагогом-психологом, но и в совместной деятельности взрослых и воспитанников,
самостоятельной деятельности обучающихся не только в рамках непрерывной
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также при тесном
взаимодействии с родителями (законными представителями воспитанников).
Основные субъекты психолого-педагогического взаимодействия:
• воспитанники;
• педагоги;
родители.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными
функциями: информационной, направляющей развивающей.
Информационная функция сопровождения обеспечивает открытость процесса
сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь
делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая
функция
сопровождения
предусматривает,
что
ведущей
(направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции
становится педагог-психолог детского сада.
Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога,
других специалистов детского сада.
1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основная идея, которых заключается в гармоничном соединении современных технологий с
традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов,
ведущих сфер личности, развития творческих способностей и предусматривает
необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей,
обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет
формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность
ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и
социально-коммуникативное развитие.
Специфические принципы Программы в части, формируемой участниками
образовательных отношений:
Программа предполагает, что МБДОУ устанавливает партнерские отношения не
только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут
способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ТНР,
оказанию психолого-педагогической и медицинской поддержки в случае необходимости и
предполагает перечень следующих принципов:.
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность
(неравномерность) их развития.
- принцип индивидуализации предполагает такое построение образовательной
деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного
процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;
- принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.
- деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы,
через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая
основа для позитивных сдвигов в его развитии.
- принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно
проходить ряд этапов от простого к сложному.
- принцип учет объема и степени разнообразия материала.
Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после
сформированности того или иного умения. Учет возрастно-психологических и
5
индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития
ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка. Учет
эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения,
предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
- принцип динамичности сбалансированный охват всех сторон речи ребенка
(произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- принцип сотрудничества создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной
раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к
полноценному речевому развитию детей, взаимодействие и установления доверительных
отношений детского сада и семьи.
1.3.1. Возрастная психофизические характеристика дошкольников
Старшая группа (возраст от 5 до 6 лет)
Воспитанники могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение,
придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения дошкольников, отличается
от ролевой речи.
Воспитанники начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость
позиций в различных видах деятельности взрослых.
При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией
ролевого поведения. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают
сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и
по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные
цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или
убыванию - до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они
должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных
признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического
мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной
работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста
характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием
игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности,
отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого
способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов
одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;
развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,
речь, образ Я.
Подготовительная группа (возраст от 6 до 7 лет)
Воспитанники подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные
6
взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дошкольники могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у обучающихся формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и
построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных
деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными
предметами.
У воспитанников продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной
степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников
развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,
формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста воспитанник обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в
школе.
1.3.2. Характеристика контингента обучающихся с общим (ОНР) и тяжелым
недоразвитием речи (ТНР)
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - это воспитанники с
поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной
энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с
различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи
развития мышления и речи (Л.С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие
в известной мере зависит от состояния речи воспитанника.
Под общим недоразвитием речи понимается патологическая форма речевого
развития, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой деятельности:
фонетика, фонематические процессы (фонематический слух, фонематическое восприятие),
лексика и грамматика.
Дошкольники, имеющие речевые нарушения, как правило, соматически ослаблены
(II-III группа здоровья), имеют отягощенный неврологический статус: постнатальная
энцефалопатия, пирамидная недостаточность и другие церебральные патологии;
поведенческие отклонения: синдром дефицита внимания и гиперактивности. Все это
является непосредственной причиной речевого недоразвития различной степени тяжести: от
отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В
соответствии с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при
которых общим является значительное отставание в появлении активной речи,
ограниченный словарный запас, аграмматизмы, недостаточность звукопроизношения и
фонематического восприятия. Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи,
ограниченный словарный запас, аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это
7
недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены три уровня речевого
развития. В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи
(Филичева Т. Б.)
Уровни
нарушений речи
Первый уровень
(ОНР I ур.р.р.)
Второй уровень
(ОНР II ур.р.р.)
Третий уровень
(ОНР Шур.р.р.)
Характеристика
Характеризуется почти полным отсутствием словесных средств
общения или весьма ограниченным их развитием. У дошкольников,
находящихся на первом уровне речевого развития, активный
словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых
обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и
их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных
предметов и действий. Воспитанники широко пользуются жестами и
мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для
передачи грамматических отношений. Речь дошкольника понятна
окружающим лишь в конкретной ситуации.
Характеризуется возрастанием речевой активности воспитанников.
У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в
фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более
разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексикограмматические
разряды
слов:
существительные,
глаголы,
прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы.
Характерным остается
выраженный аграмматизм. Наряду с
ошибками
словообразовательного
характера,
наблюдаются
трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий,
системы синонимов и антонимов, встречаются семантические
(смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется
недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться
к простому перечислению увиденных событий и
предметов.
Дошкольники могут ответить на вопросы по картинке, связанные со
знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.
Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами
недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного
уровня является использование дошкольниками простых
распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
При этом их структура может нарушаться. В активном словаре
преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов,
обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает
словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для
грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов,
в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение
воспитанников не соответствует возрастной норме: они не
дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую
структуру слов. Связное речевое высказывание дошкольников
отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в
нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинноследственные и временные отношения между предметами и
явлениями. Условная верхняя граница Ш уровня определяется как
нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)
8
Четвёртый
уровень
(ОНР IVур.р.р.)
Характеризуется вялой артикуляцией звуков, недостаточной
выразительностью речью и нечёткой дикцией. Всё это составляет
впечатление общей «смазанности» речи. Наряду с недостатками
фонетико-фонематического характера для этих воспитанников
характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи,
воспитанники могут неточно знать и понимать слова, редко
встречающиеся в повседневной речевой практике. В
самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и
родовые понятия. В связной речи выявляются затруднения в
передаче логической последовательности, «застревание» на
второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных
событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т.д.
Программа строится на основе общих закономерностей развития дошкольников с
учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов.
Воспитанники различных возрастных категорий могут иметь качественно неоднородные
уровни речевого развития. Поэтому при выборе образовательного маршрута, определяемого
требованиями Программы, следует учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его
речевого развития, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
Особенности
организации
занятий
педагога-психолога
в
группе
компенсирующей направленности с обучающимися с ОВЗ (с нарушением речи)
Деятельность педагога-психолога проходит в детском саду с согласия родителей
(законных представителей воспитанников). Деятельность педагога-психолога направлена на:
1. Выявление и оказание психологической помощи воспитанникам (психологическая
диагностика, коррекционно-развивающая работа,
психологическое сопровождение воспитанника);
2. Сотрудничество с родителями (законными представителями воспитанников)
(консультирование по проблемам развития,
психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития);
3. Сотрудничество с педагогами в решении психологических проблем
(консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и
развития, психологическое просвещение, взаимодействие с другими специалистами);
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных
психологического скрининга и другим вопросам.
1.4. Планируемые результаты.
Целевые ориентиры ориентиры для детей с (ОНР)5-6 лет.
Дети должны уметь:
в соответствии с нормами языка, падежные, родовидовые окончания слов
должны понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной
речи;
- пользоваться
в
самостоятельной
речи
простыми
распространенными
предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен
существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов,
уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь проговариваться
четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;
9
использовать в спонтанном общении слова различных лексико -грамматических
категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в
пределах программы, элементарными математическими представлениями.
Целевые ориентиры для детей с (ОНР) 6-7 лет
Дети должны уметь:
- свободно составлять рассказы, пересказы;
владеть навыками творческого рассказывания;
- адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их
придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
- владеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на
другой лексический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами
русского языка;
- владеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные
условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению: фонетическое
восприятие; первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза; графомоторные навыки.
1.5. Психологическая диагностика
В группах для детей с нарушениями речи проводится психологическая диагностика
развития детей педагогом-психологом (не менее 2 раз в год) на этапе начала работы по
реализации АООП ДО (сентябрь), и в конце учебного года (апрель-май). Она направлена,
прежде всего, на выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей
с нарушениями речи. Основные направления психологической диагностики:
— познавательная сфера (недостаточное развитие познавательных процессов: памяти,
внимания, мышления, восприятия, воображения);
— эмоциональная сфера (коррекция негативных эмоциональных состояний и свойств
личности: тревожности, агрессивности, замкнутости и др);
— волевая сфера (недостаточная произвольная регуляция поведения и деятельности).
— мотивационно-потребностная сфера (недостаточной познавательной мотивации).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
детей.
Итогом данного обследования является психологическое заключение. Основной
формой учёта результатов обследования развития и продвижения каждого воспитанника с
нарушением речи в образовательном пространстве МБДОУ в рамках психологопедагогического
сопровождения
являются
психолого-медико-педагогические
консилиумы.
10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Данный раздел определяет задачи по направлению коррекционно - развивающей
работы - это формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и
предметным миром, формирование у ребенка способности к самостоятельному построению
замысла деятельности, формирование практических и умственных действий. Содержание
коррекционно - развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ (с нарушением речи) в
соответствии с основными образовательными областями развития дошкольника
2.1. Коррекционно - развивающие задачи
2.1.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие»
Стабилизировать эмоциональный фон.
Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения,
самочувствия.
Повышать
чувство
защищенности,
формировать
приемы
преодоления
психоэмоционального напряжения.
Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний, снижения
отчужденности. Содействовать проявлению взаимопонимания, освоению позитивных
средств самовыражения.
Вызывать инициирование поддержки, помощи, сопереживание и стремление
содействовать, понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным.
Развивать понимание важности нравственного поведения, осознание последствий
нарушения/соблюдения норм и правил. Стимулировать самостоятельное преодоление
трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и правила, относить содержащиеся
в них требования к себе, организовывать в соответствии с ними свое поведение;
стимулировать желание исправиться при нарушении норм и правил поведения.
Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и
сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми, выражая содержание общения
разнообразными способами; вступать в диалогическое общение, понимать разнообразные
инициативные обращения и адекватно на них реагировать, передавать содержание диалога в
инициативных репликах; вступать в речевое общение разными способами: сообщать о своих
впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы, побуждать партнера к совместной
деятельности; дифференцированно, выразительно использовать вербальные и невербальные
средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью,
доброжелательно; проявлять доброжелательность, неконфликтность; самостоятельно
разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи
взрослых только в исключительных случаях; договариваться, изменять стиль общения со
взрослым или сверстником в зависимости от ситуации, проявлять уважение и внимание к
собеседнику, обосновывать свое согласие и несогласие с действиями партнера, соблюдать
нормы речевого этикета, использовать индивидуализированные формулы речевого этикета
за счет приращения к ним мотивировок.
Развивать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и
формировать внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками.
Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать способность к осознанию своих
эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Повышать чувство защищенности,
формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения. Развивать чувство
собственного достоинства. Создавать условия для осознания собственных переживаний,
снижения отчужденности. Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению
позитивных средств самовыражения. Развивать потребность в проявлении ответственности,
настойчивость, стремление быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно
разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных
11
затруднений; адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей,
сопереживать. Формировать четкие, обобщенные, информативные представления об
эмоциях и чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других
людей, результаты своей деятельности; замечать и исправлять ошибки для повышения
качества результата; замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их
переживания и выражения, отражая в развернутой речи; понимать и объяснять причины их
возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт,
опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого; самостоятельно различать
эмоциональные особенности и состояния людей по фотографии, описанию в тексте,
наблюдению; понимать важность эмпатии, применять приемы поддержания родственных
связей, точно следовать образцу, обследовать его перед началом деятельности, задавать
взрослому уточняющие вопросы, добиваться соответствия результата образцу,
ориентироваться на способ действия в соответствии с требованиями взрослого («как надо
делать»), оценивать результат на основе соответствия с образцом, замечать и исправлять
ошибки; проявлять самоконтроль повсеместно как в практической, так и в умственной
деятельности; объяснять необходимость самоконтроля, использовать разнообразные приемы
самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности; мотивировать
свою самооценку, ориентируясь на представления о себе. Развивать адекватную
дифференцированную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний.
2.1.2. Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное
развитие»
Развивать разнообразные познавательные интересы; стремление понять суть
происходящего, установить причинно-следственные связи;
- способность замечать несоответствия, противоречия
в окружающей
действительности, самостоятельно их разрешать, использовать и изготавливать картымодели, классифицировать объекты по нескольким критериям: функции, свойствам,
качествам, происхождению;
- объяснять некоторые зависимости, например, свойств материала, из которого
изготовлен предмет, и функции предмета, назначение бытовых предметов, облегчающих
труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт;
- выделять существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений.
Развивать адекватное эмоциональное реагирование на события, описанные в тексте;
- способность давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя
из логики их поступков;
- самостоятельно предлагать варианты содействия персонажам;
- различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой,
хороший/плохой) оценку персонажей; с помощью взрослого проникать в сферу переживаний
и мыслей героев, объяснять мотивы поступков персонажей;
- использовать в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в
повседневной жизни, игре; соотносить содержание прочитанного взрослым произведения с
иллюстрациями, своим жизненным опытом. Стимулировать переживания, разнообразные по
содержанию в процессе слушания произведений художественной литературы.
Поощрять проявления разнообразных познавательных интересов, стремление при
восприятии нового понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.
Стимулировать вопросы причинно-следственного характера.
Формировать умения планировать разные виды познавательной деятельности;
развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы;
соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
Развивать стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том
числе самостоятельно, для получения нового знания, самостоятельно использовать систему
обследовательских действий для выявления свойств и качеств предметов в процессе
12
решения задач.
Развивать способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия
поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям
произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из
логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную
(добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия
персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать
сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни.
Улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел,
осознавать свое собственное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения,
авторские приемы создания образов; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения,
образные выражения из произведений художественной литературы.
2.1.3. Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое
развитие»
Развивать навыки диалогического общения. Формировать умение объяснять
некоторые
зависимости,
задавать
вопросы
причинно-следственного
характера,
формулировать выводы, отражать в речи эмоциональные состояния, моральные и этические
оценки. Формировать умение точно выражать свои мысли.
Развивать навыки диалогического общения. Формировать способность отражать в
речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать
разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое
речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи
впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки; формировать в речи
познавательные задачи.
2.1.4. Психологическое сопровождение образовательной области «Художественноэстетическое развитие»
Стимулировать яркие, глубокие переживания при восприятии художественных
произведений.
Формировать умения выразительно отражать образы художественных произведений,
творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения,
метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывать о своих эмоциональных
переживаниях. Замечать и понимать эмоциональные проявления в разных жанрах
произведений; понимать средства выразительности, используемые авторами произведений
для передачи эмоций.
Развивать творческое отношение к действительности; способность создавать и
воплощать замысел, развернуто формулировать его до начала деятельности,
совершенствовать в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с замыслом.
Формировать умения использовать критерии эмоционально-эстетической оценки
произведений, подробно анализировать произведения, высказывать свои эмоциональноэстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на
произведения; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях; понимать средства
выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций; создавать
оригинальные замыслы, выразительно отражать художественные образы в разных видах
деятельности;
развернуто
формулировать
замысел
до
начала
деятельности,
совершенствовать его в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с
замыслом, воплощать его в соответствии с содержанием запланированного, творчески
преобразовывать знакомые способы художественно-творческой деятельности.
Стимулировать потребность в творческом самовыражении.
Развивать устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности.
Формировать умения определять жанр музыкального произведения; понимать и
13
объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и
средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим
рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять
самоконтроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать
настроение, нюансировать музыкальные произведения, импровизировать с использованием
специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в
коллективных формах музыкальной деятельности.
2.1.5. Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое
развитие
Старший возраст
Поощрять стремление совершенствовать свое исполнительство; получать знания в
отношении жанров, средств выразительности, композиторов и исполнителей; задавать
соответствующие вопросы взрослому.
Формировать умения точно выполнять разнообразные прицельные движения, действовать
сопряжено и поочередно правой и левой рукой.
Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия
для удовлетворения сенсомоторной потребности.
Подготовительный возраст
Формировать точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как
знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять сложные
движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание.
Развивать двигательное воображение. Создавать и закреплять целостное психосоматическое
состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.
14
Направления психолого-педагогической деятельности
*Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей воспитанников, ведущего вида деятельности, опирается на
игровые технологии и приемы
Психодиагностика
Психологическое
Психологическое
Психокоррекция
консультирование
просвещение
(коррекционноПсихопрофилактика
развивающая)
деятельность
В ДОО может
Выступает как
Деятельность педагогаВ условиях ДОО педагог- Может рассматриваться
проводиться оценка
приоритетное направление психолога, направленная
психолог осуществляет
как средство
развития воспитанников,
деятельности педагогана изменения во
психопрофилактики
возрастноего динамики, в том числе психолога ДОО (И.А.
внутренней, сфере
Создание условий для
психологическое
измерение их личностных Бурлакова и Е.К.
психологической,
повышения
консультирование,
образовательных
Ягловская).
психологической
воспитанников,
консультирование по
результатов. Участие
Предотвращение
Компетентности
рассматривается как
вопросам психического
ребенка в психологовозможных проблем в
педагогов,
развивающая.
развития ребенка.
педагогической
развитии и
администрации ДОУ и
Психокоррекционные
Оптимизация
диагностике
взаимодействии
родителей, а именно:
технологии включаются взаимодействия
(мониторинге)
участников
повышение уровня
в контекст развивающей участников
допускается только с
образовательного
психологических знаний;
работы с дошкольниками
образовательного
согласия его родителей
процесса.
включение имеющихся
Создание условий для
процесса и оказание им
(законных
В связи с возрастанием
знаний в структуру
раскрытия потенциальных психологической
представителей)
количества воспитанников Возможностей ребенка,
деятельности
помощи при
Получение информации об с пограничными
Проведение
Коррекция отклонений
выстраивании
Уровне психического
выраженными
психологического
психического развития.
и реализации
Развития воспитанников,
проблемами в
просвещения педагогов в
Работа планируется и
индивидуальной
выявление
психическом в развитии,
проводится с учетом
программы воспитания и форме семинаров,
индивидуальных
перед психологической
конференций,
приоритетного
развития.
особенностей, проблем
службой стоит задача в
практикумов по
направления Консультирование по
Участников
рамках психовозможным темам:
художественновопросам, связанным с
образовательного процесса. профилактического
1Психофизиологические
эстетическое и
оптимизацией
Наблюдение
за направления
Особенности
особенностей ДОУ, с
воспитательновоспитанниками
всех содействовать первичной
учетом
образовательного процесса воспитанников с ОВЗ
возрастных
групп профилактике интеграции специфики детского
в ДОУ и семье в интересах (ЗПР).
и
этих
воспитанников
в
с
целью
заполнения
Коллектива (группы),
2.Закономерности
ребенка.
15
психолого-педагогических
карт;
-Наблюдение
за
адаптационным периодом
воспитанников;
Диагностика
психологической
готовности к обучению в
школе;
-Диагностика
эмоционального
состояния воспитанников
в
дошкольном
учреждении,
психологического
благополучия в группе.
По запросам родителей,
воспитателей,
администрации ДОУ и
личным
наблюдениям
психолог
проводит
диагностику
развития
ребенка,
детского,
педагогического,
родительского
коллективов
с
целью
выявления
и
конкретизации
проблем
участников
образовательного
процесса.
социум.
Работа по адаптации
субъектов
образовательного
процесса (обучающихся,
педагогов, родителей) к
условиям новой
социальной среды:
- анализ медицинских карт
(карта «История развития
ребенка») вновь
поступающих
воспитанников для
получения информации о
развитии и здоровье
ребенка,
выявление
дошкольников группы
риска, требующих
повышенного внимания
психолога;
- групповые
или
индивидуальные
консультации
для
родителей
вновь
поступающих
дошкольников;
- информирование
педагогов о выявленных
особенностях ребенка и
семьи, с целью
оптимизации
взаимодействия
участников
образовательного
отдельного ребенка.
Проведение занятий с
вновь прибывшими
воспитанников –
адаптационные игры;
-Проведение
коррекционноРазвивающих занятий с
воспитанниками, с целью
формирования
предпосылок учебной
деятельности (с учетом
результатов
промежуточной
диагностики
на начало учебного года);
-Проведение развивающих
занятий с воспитанниками
всех возрастных групп, с
целью формирования
познавательных
процессов,
коммуникативных
навыков;
-Психологическое
сопровождение
образовательной работы
для обучающихся с ОВЗ.
В
коррекционной
работе педагог-психолог
опирается на эталоны
психического
развития,
описанные в детской,
возрастной
и
Психолог
может
инициировать групповые
и
индивидуальные
консультации педагогов и
родителей;
-Психолог
может
инициировать
иные
формы
работы
с
персоналом учреждения
с целью личностного и
профессионального роста
развития детского
коллектива.
3. Стили педагогического
общения.
4.
Психологические
основы взаимодействия с
семьей.
Проведение
психологического
просвещения родителей в
форме родительских
собраний, круглых столов,
тренингов и пр. с
обязательным учетом
актуальности
рассматриваемых тем для
родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к
ДОУ.
2. Наиболее типичные
ошибки семейного
воспитания.
4. Психологическая
готовность к обучению
Создание
информационных уголков
по типу «Советы
психолога» в группе и
информационного стенда в
пространстве
16
процесса.
-Выявление случаев
психологического
неблагополучия педагогов
и разработка совместно с
администрацией путей
устранения причин
Отслеживание динамики
социально-личностного
развития воспитанников; Содействие
благоприятному
социальнопсихологическому
климату в ДОУ
педагогической
психологии.
В
развивающей
работе
предусмотрена
ориентация
на
средневозрастные нормы
развития для создания
таких условий, в которых
ребенок сможет подняться
на оптимальный для него
уровень
развития.
Объектом
коррекционной
и
развивающей
работы
являются проблемы в
познавательной,
эмоциональной,
мотивационной, волевой,
поведенческой сферах.
17
2.2. Содержание психолого-педагогической работы в соответствии с основным направления развития ребенка (вариативная
часть программы)
№
п/п
Образовательная
область
Коррекционно - развивающие задачи:
Основные формы работы
1.
Социально –
коммуникативное
развитие
Беседы;
Ситуативный разговор;
Дидактические игры;
Сюжетно-ролевые игры;
Игры на формирование
вербального
и не вербального общения;
Игры с правилами;
Совместные действия;
Решение ситуаций проблемного
характера;
Обсуждение литературы по теме.
2
Познавательное
развитие
стабилизировать эмоциональный фон;
способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка
со взрослыми и сверстниками;
Формировать умение самостоятельной и целенаправленной и
регуляции собственных действий;
Способствовать развитию социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
Формировать готовности к совместной деятельности со
сверстниками,
Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Формировать общепринятых норм поведения.
Способствовать развитию игровой и театрализованной деятельности
Способствовать развитию интересов воспитанников,
любознательности и познавательной мотивации;
Формировать познавательные действия, становление сознания;
Способствовать развитию воображения и творческой активности;
Формировать первичные представления о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.);
Формировать сенсорное развитие.
Способствовать развитию психических функций.
Занятия на сенсорном оборудовании;
Разрезные картинки;
Игры на развитие когнитивных
функций (совместные
индивидуальные);
Дидактические игры;
Сюжетно-предметные картинки;
Настольно-печатные игры;
Строительно-конструктивные
игры;
Игры и упражнения на развитие
общей и мелкой моторики.
18
3
Речевое развитие
Формировать способность овладения речью как средством общения
и культуры;
Способствовать обогащению активного словаря;
Развитие связной речи.
Формировать коммуникативные навыки.
4
Художественно
– эстетическое
развитие
Формировать устойчивый интерес к прекрасному;
Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру;
Развивать способность восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора;
Стимулировать способность
сопереживания
персонажам
художественных произведений;
Творческой деятельности, конструктивно-модельной,
Формировать
умение
самостоятельной
воспитанников
(изобразительной, музыкальной и др.).
Конструктивно-модельная деятельность.
Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкальноритмические движения).
• Способствовать развитию двигательной деятельности воспитанников,
в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
• Способствовать развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук,
• Формировать начальные представления о некоторых видах спорта,
• Формировать становление целенаправленности и саморегуляции в
Беседы;
Игры на развитие тактильной
чувствительности;
Пальчиковые игры;
Сюжетно – ролевые игры;
Игры на развитие мелкой
моторики;
Дидактические игры;
Сенсорные коробочки;
Использование элементов
сказкотерапии.
Дидактические игры; Настольнопечатные игры; Сюжетные
картинки; Репродукции; Детская
литература;
Пальчиковые игры;
Кукольный театр (пальчиковый,
штоковый, теневой);
Изделия декоративноприкладного искусства;
Оборудование для
изобразительной деятельности
(карандаши, краски, раскраски,
фломастеры, пластилин, мелки
восковые, кисти, альбомные
листы).
Игры и упражнения на развитие
общей и мелкой моторики;
Игры, направленные на развитие
зрительно- моторной
координации;
Физминутки;
Самомассаж;
19
двигательной сфере;
• Формировать в процессе двигательной деятельности различных видов
познавательной деятельности;
• Управление эмоциональной сферой, развитие морально - волевых
качеств
• Физическая культура (основные движения, общеразвивающие
упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
Подвижные и хороводные игры;
Занятия на сенсорном
оборудования;
Дыхательная и зрительная
гимнастика;
Кинезиологические упражнения
20
2.3. Перспективное планирование работы педагога-психолога с обучающимися
с ОВЗ (с нарушением речи).
(См. Приложение № 1 План коррекционно - развивающей работы педагогапсихолога с воспитанниками с ОВЗ (с нарушением речи)
2.4. Особенности
воспитанников
взаимодействия
педагога
-
психолога
с
семьями
Основными формами взаимодействия педагога-психолога с родителями (законными
представителями воспитанников) являются:
- Консультации, беседы (индивидуальные, семейные и т.д.);
- Выступления на родительских собраниях; проведение совместных мероприятий
- Информационные уголки;
- Анкетирование.
Взаимодействие педагога - психолога с семьями воспитанников обычно начинается с
ознакомительной беседы при поступлении ребенка в детский сад. В беседе выявляются
отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, предполагаемая степень
участия в
работе учреждения, уточнение запроса родителя, заполняется анкета
индивидуального развития ребенка, устанавливаются доброжелательные отношения
родителей с педагогом - психологом.
Для родителей (законных представителей воспитанников) в течение года
организуются консультации для родителей по разным темам:
«Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ (с
нарушением речи)»
«Адаптация к ДОУ»
«Готовность к школе»
«Способы развития когнитивной сферы ребенка»
«Как вести себя с ребенком в кризисных ситуациях (появление нового члена
семьи, развод родителей, переезд и т.д.»
Цель консультаций: повышения уровня педагогической компетенции родителей об
индивидуальных особенностях ребенка, о формах воспитания. Предоставить родителям
возможность получить ответы на интересующие их вопросы, научиться новым формам
взаимодействия со своими детьми в повседневной жизни, познакомиться с практическими
приёмами, которые помогут помочь разрешить конфликт между детьми, успокоить
активного ребёнка, поучаствовать в играх, дать возможность высказаться самим,
пообщаться,
Информационно-просветительская форма предоставления консультационных услуг,
краткая информация педагога-психолога на определенную тему, предлагается комплекс игр
и упражнений для совместного время препровождения родителей и детей, в которые они
могут поиграть дома:
Папки - передвижки
Библиотека рекомендуемой литературы на определенную тематику (список)
Памятки – рекомендации
Буклеты
*Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,
неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения данных
форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и
наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.
21
2.5.. Способы и направления детской инициативы.
Способы и поддержка детской инициативы являются необходимым условием для
создания социальной ситуации развития детей и осуществляются через:
создание условий для свободного выбора детьми материалов, деятельности,
участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной,
познавательной и т.д.)
совместную деятельность взрослого с детьми, основанную на поиске
вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребёнком.
совместную познавательно-исследовательскую деятельность взрослого и
детей - опыты и экспериментирование.
наблюдение
и
элементарный
бытовой
труд
в
мини-центре
экспериментирования.
совместную деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов
рукотворного мира и живой природы.
Дети 5-6 лет с ТНР Приоритетная сфера инициативы - внеситуативно-личностное
общение. Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной
мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать
ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность
и тактичность;
- Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу, обращать
внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он
доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей;
- При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую
перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца, и т.д.;
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
Дети 6-7 лет с ТНР Приоритетная сфера инициативы - научение. Деятельность
воспитателя по поддержке детской инициативы:
- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта;
Спокойно реагировать на возможные неуспехи ребёнка и предлагать
несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время,
доделывание, совершенствование деталей и т.д. Рассказывать детям о трудностях, которые
вы испытывали сами при обучении новым видам деятельности;
- Создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность,
обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого;
Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его
результатами;
- Создавать условия для разнообразной творческой самостоятельной деятельности;
22
При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую
перспективу. Учитывать и реализовывать их пожелания;
- Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
2.6. Организация коррекционно - развивающей работы педагога-психолога
Занятия с обучающимися с ОВЗ (с нарушением речи) проводятся 1 раз в неделю.
Основное внимание уделяется изучению эмоционально - волевой сферы и личности
ребенка, развитию его познавательных функций, адаптационным процессам, особенностям
взаимоотношений в группе между сверстниками, со взрослыми и в семье.
Обследование педагог-психолог проводит только с согласия родителей (законных
представителей воспитанников).
Результаты обследования служат основанием для определения основных
направлений работы педагога - психолога в текущем учебном году.
Структура занятия педагога-психолога с воспитанниками с ОВЗ (с нарушением
речи)
№
1.
Этапы
Организационный
Основные задачи
- Создание эмоционального настроя в группе
(приветствие).
- Упражнения и игры на привлечение внимания.
2.
Мотивационный
- Сообщение темы занятия. Постановка определенной
задачи, отгадывание загадок, появление персонажа, в
путешествие и т.д. Зависит от темы занятия -уровня
знаний детей по данной теме
- Подача новой информации на основе имеющихся
3.
Практический
данных,
задания
на
развитие
психических
познавательных процессов, эмоционально – волевой
сферы и творческих способностей.
- Обобщение нового материала;
4.
Рефлексивный
- подведение итогов, обратная связь и ритуал прощания
В структуру занятий входят динамические паузы (разные виды гимнастик
(артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, кинезиологические упражнения), разминки,
упражнения на релаксацию; практические упражнения, игры и т.д.
2.7 Система работы по индивидуальным образовательным маршрутам
В коррекции общего недоразвития речи у воспитанников старшего дошкольного
возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы специалистов и
воспитателей группы с ОВЗ (с нарушением речи). Очень значима совместная работа со
всеми специалистами детского сада по «Индивидуальным образовательным маршрутам» с
выстроенной траекторией коррекционной работы по социально-личностному развитию.
Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушением речи.
Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда и педагога-психолога,
которые являются организаторами и координаторами всей коррекционно-развивающей
работы
23
Взаимосвязь работы специалистов и воспитателей по
«Индивидуальным образовательным маршрутам»
Учительлогопед
Воспитатели
Музыкальный
руководитель
Педагогпсихолог
Проводит коррекционно-образовательную работу по социальноличностному развитию воспитанников, разрабатывает рекомендации
другим специалистам по использованию приемов в работе с
воспитанниками, проводит педагогическую диагностику, разрабатывая
и уточняя индивидуальные образовательные маршруты, обеспечивая
индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с
обучающимися
Определяют уровень развития разных видов деятельности
воспитанников, особенности коммуникативной деятельности и
культуры, трудовых навыков согласно возрасту дошкольников,
реализуют рекомендации специалистов: педагогов и медиков,
логопеда. Проводит коррекционную работу по заданию учителядефектолога
Реализует задачи художественно-эстетического направления
развития воспитанника и задачи образовательной области «музыка»,
согласно ОПДОА для воспитанников с ОВЗ (с нарушением речи).
Осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь
воспитанника музыко-терапевтических произведений
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися ОВЗ (с
нарушением речи) по развитию высших психических функций,
работа с воспитанниками, имеющими отклонения в поведении,
коррекция агрессивности, профилактическая работа по развитию
эмоций и др.
24
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. Организация коррекционно - развивающих занятий педагога - психолога
3.1. Организация развивающей предметно - пространственной среды
Направление
образовательной деятельности
Сенсорное развитие
Вид деятельность
Познавательно –
исследовательская
деятельность
Познавательное развитие
Познавательная
деятельность
ФЭМП
Познавательная
деятельность
Познавательная
Формирование
целостной
картины мира, расширение деятельность
кругозора воспитанников
Коммуникативная
Развитие всех компонентов
деятельность
устной речи воспитанников.
Восприятие
Формирование
целостной
картины мира, в том числе художественной
первичных
ценностных литературы
представлений,
развитие фольклора
литературной
речи,
приобщение
к
словесному
искусству
Оснащение ППРС
Мозаика; матрешки; наборы вкладышей – рамок; пазлы; дидактические
игры; кубики; развивающая игра «Сырный ломтик»; тактильная игра «Подбери
пару»; развивающая игра «Сенсино»; «Лего»; сухой бассейн; сухой дождь;
столы для песочной терапии; прищепки; наборы для развития тактильной
чувствительности (камешки, шишки, крупы, мячи –ёжики).
Дидактические игры; наборы для экспериментирования; различные
сюжетные и предметные картинки; разрезные картинки; модели слов и
предложений; плакаты по лексическим темам. Доска магнитная.
Цветные счетные палочки; дидактические игры; числовой ряд; пособия для
составления целого из частей; магнитная доска; геометрические
фигуры;
числовые карточки и дидактический материал для сравнения по величине для
ФЭМП.
Сюжетные и предметные картинки различной тематики; книги;
энциклопедии; репродукции картин.
Иллюстрации по обобщающим понятиям; предметные картинки; книги –
рассказы в картинках; картотеки скороговорок, чистоговорок игр и упражнений
на развитие мелкой моторики;
Детские книги, народные сказки о животных, картинки. Маски, аксессуары
сказочных персонажей. Разные виды театра: настольный, кукольный,
и пальчиковый, штоковый. Алгоритмы для обучения рассказыванию,
мнемотаблицы, картины, иллюстративный материал.
25
Игровая
Развитие навыков и умений
деятельность
игровой деятельности
социально
Приобщение
к
коммуникативная
элементарным
общепринятым нормам и
правилам взаимоотношения со
сверстниками ивзрослыми
Сюжетные игрушки (животные и их детеныши), игрушки транспортные,
ролевые атрибуты к сюжетно – ролевым играм, куклы
(представители
различных профессий). Игрушки – персонажи и ролевые атрибуты, игрушки –
предметы оперирования, маркеры игрового пространств (детская, кукольная
мебель, предметы быта); полифункциональные материалы, строительный
материал.
– Сюжетные картинки «Что такое хорошо, что такое плохо», книги и плакаты
по этикету.
социально
– Куклы разного пола, набор инструментов. Иллюстративный материал,
Формирование гендерной,
плакаты для рассматривания, атрибуты для сюжетно – ролевых игр,
семейной,
гражданской коммуникативная
настольные игры, игрушки – персонажи и ролевые атрибуты
принадлежности
Конструирование из Различные конструкторы разного размера: деревянные, пластмассовые,
Развитие навыков и умений
разного материала
геометрические, магнитный. Схемы построек. Деревянные сюжетные
Конструктивной
конструкторы с фигурками людей.
деятельности
Музыкальная
Магнитофон, аудиозаписи: детские песни, звуки природы, звучание
Развитие навыков и умений
музыкальных инструментов. Наглядные пособия с изображением различных
музыкально – художественной деятельность
музыкальных инструментов, различные виды театров.
деятельности; приобщение к
музыкальному искусству
Развитие навыков и умений Изобразительная
изобразительной деятельности деятельность
воспитанников;
развитие
детского творчества.
Мольберт, альбомы для раскрашивания, трафареты, восковые мелки, краски,
цветные карандаши. Различный природный материал. Бросовый материал для
ручного труда. Произведения народного искусства: деревянные матрешки.
26
Двигательная
Развитие
физических
деятельность
качеств,
накопление
и
обогащение
двигательного
опыта детей, формирование у
воспитанников потребности в
двигательной активности и
физическом
совершенствовании
Сохранение и укрепление Двигательная
физического и психического деятельность
здоровья воспитанников
Мячи большие и маленькие; ленточки – султанчики, различные массажные
коврики; картотека подвижных игр,; игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку»,
кольцеброс, дартс), картотека комплексов для проведения физминуток,
картотека дыхательной гимнастики.
Самообслуживание
трудовая
деятельность
ОБЖ
Формирование
начальных
представлений
о
здоровом
образе жизни
Алгоритмы для запоминания последовательности культурно гигиенических навыков; игрушки – предметы оперирования, художественная
и дидактическая литература
Демонстрационный материал по различным видам спорта, подвижных игр,
дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Комплекс профилактических
упражнений для верхних дыхательных путей; физкультурно - игровое
оборудование.
Воспитание
культурно
гигиенических навыков
–
Картотеки гимнастик (пальчиковая, зрительная, артикуляционная,
кинезиологические упражнения); Д/игра «Эмоции», предметные и сюжетные
картинки. Развивающие игры, художественная литература, игры на ловкость,
дидактические игры на развитие психических функций
27
3.2. Методическое обеспечение Программы
1. Основные программы:
- Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для
воспитанников с ОВЗ с нарушением речи МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»;
- Вариативная часть программы педагога - психолога для обучающихся с ОВЗ
(ЗПР), разработана с учётом комплексных программ и методических пособий: «Система
коррекционной работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием
речи». Под ред. Нищевой Н.В.
2. Методические пособия:
3. Н.А. Лукина, И.И. Никкинен. "Учи меня слышать". Развитие слухового
восприятия, внимания, памяти. - СПБ; Паритет, 2013.
4. О.И. Крупенчук. "Тренируем пальчики - развиваем речь". Старшая группа
детского сада. - СПБ.: Изд. Дом «Литера», 2013г
5. О.С. Рудик." С детьми играем - развиваем речь". Часть 1,2. Учебно методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2013
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Перечень основного оборудования
1. Магнитофон – 1
2. Лампа настольная – 1
Предметы мебели
1. Шкаф-секретер – 1
2. модуль мягкий - 1
3. Стол для детей «трапеция" - 1
4. Стулья детские - 3
5. Стул – 1
28
Диагностический инструментарий
Название
Назначение
Возраст
Диагностика нарушений поведения и
Выявление нарушений, отклонений в развитии
эмоциональных расстройств у детей поведении, эмоциональной сфере
дошкольного и младшего школьного
возраста (Романов А.А.)
Методика оценки уровня развития
Оценка уровня развития зрительного восприятия и
зрительного восприятия детей 5-7,5лет внимания дошкольников
(Безруких М., Морозова П.)
с 5 лет
Задания для изучения эмоциональной
Изучение
использования
детьми
мимики
и
сферы ребенка
пантомимики, изучение выразительности речи, изучение
восприятия графического изображения эмоций, изучение
понимания детьми эмоциональных состояний людей и
своего эмоционального состояния.
с 5 лет
Методика «Рыбка» (авт.Холмовская
Определение уровня развития наглядно-образного
В.В.)
мышления и организации деятельности
Методика «Мисочки»
Выявление уровня восприятия отношений предметов
по величине и овладения предметными действиями
с 5 лет
Методика «Коробка форм»
Методика «Разрезные картинки»
Оценка восприятия формы и пространственных
отношений
Выявление степени овладения зрительным синтезом –
объединением элементов в целостный образ
с 5 лет
с 3 лет
с 3 лет
с 3 лет
Методика «Дорисовывание фигур»
Определение уровня развития воображения создавать
(авт., способности Дьяченко О.М.)
оригинальные образы
с 3 лет
Методика «Самое непохожее» (авт.
Выявление
уровня
овладения мыслительными
Венгер Л.А.)
операциями: анализа, синтеза и обобщения признаков
с 5 лет
29
. Методика «10 слов» (авт.Лурия А.Р.)
Методика «10 предметов»
Методика «Эталоны» (авт. Дьяченко
О.М.)
Тест «Исключение четвертого»
Методика
«Перцептивное
моделирование» (авт. Холмовская В.В.)
Методика
«Схематизация»
Бардина Р.И.)
(авт.
Методика «Систематизация» (авт.
Венгер Н.Б.)
Методика «Учебная деятельность»
(авт. Цеханская Л.И.)
«Нахождение недостающих деталей»
Диагностика адаптации в группах
раннего возраста «Листы адаптации»
«Корректурная проба»
Изучение состояния памяти, выявление органических
(истощаемость, утомляемость, устойчивость внимания)
поражений мозга, а также других отклонений в психическом
статусе
Изучение
состояния
зрительной
памяти,
объема
с 5 лет
запоминания
Определение овладения действиями отнесения свойств
предметов к заданным эталонам
Диагностика словесно-логического мышления
Выявление развития уровня перцептивных действий
моделирующего типа и включает задания, предусматривающие
конструирование фигур определенной формы из заданных
элементов
Выявление уровня развития наглядно-образного мышления,
содержит задачи на использование условно-схематического
изображения для ориентировки в пространстве
Выявление уровня развития действий логического
мышления на материале систематизации объектов по величине
и форме
Выявление умений, служащих предпосылками учебной
деятельности: подчинять свои действия определенному
правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого
Исследование образного мышления детей
с 5 лет
Детский апперцептивный тест (CAT)
Выявление степени адаптации малыша к условиям группы
раннего возраста как первый фактор социализации
Определение уровня произвольной регуляции поведения,
утомляемость, истощаемость
Комплексная диагностика личности ребенка
Изучение особенностей общения
воспитателя с детьми (авт. Урунтаева
Г.А.)
Выявление степени эмоционального состояния взрослого и
ребенка в группе, отношение воспитателя к детям,
эмоциональный отклик со стороны ребенка
с 4 лет
с 5 лет
с 5 лет
с 5 лет
с 5 лет
с 5 лет
с 4 лет
с 1,5 лет
с 5 лет
с 4 лет
с 4 лет
30
Графическая методика
(авт. Панфилова М. А.)
«Кактус»
Выявление
ребенка(благополучие),
эмоционального
состояния
с 3 лет
наличие
с 4 лет
Комплексная
диагностика
Диагностика симптомов нарушений поведения детей,
нарушенийповедения
и выявления особенностей воспитания в семье, агрессивности
эмоциональных расстройств у детей
(альбом диагностических методик)
с 3 лет
Тест тревожность (авт. Р.Тэммпл,
В. Амен, М. Дорки)
с 4 лет
Методика
«Несуществующее
Комплексная диагностика личности ребенка
|
животное» (авт. Колосова С.Л.)
агрессивности, ее направленность и интенсивность
Определение уровня тревожности ребенка 1
Методика «Секрет» (социометрия)
Выявление межличностных взаимоотношений детей
с 4 лет
Методика «Лесенка»
Выявление самооценки в дошкольном возрасте
с 4 лет
Тест
«Школьной
А.Керна-Я.Ирасека
зрелости»
Тестовая беседа Банкова С.А.
Набор методик Вераксы
Методика
№2
Методика
Методика №4
Н.Е.
№3
Выявление общего уровня психофункционального развития
детей, глазомера, способности к подражанию, выраженность
тонких двигательных координаций
Выявление положительной мотивации к обучению в школе,
определение степени психосоциальной зрелости ребенка
с 6 лет
Выявление уровня коммуникативных способностей
Выявления уровня развития регуляторных способностей
(эмоционального компонента)
Выявление уровня развития коммуникативных способностей
(представления ребенка о способах выражения своего
отношения к сверстнику)
с 4 лет
с 6 лет
31
IV. Литература
1. Авдеева Ю.В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет» М.: ТЦ Сфера,2012
2. Венгер Л. А. "Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное
руководство". М., 2012
3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учеб.
пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. под ред. Я. Л.
Коломинского, Е. А. Панько
4. Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста» С-Петергбург, Детство-пресс, 2011
5. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 2008
6. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для
практического психолога/ под ред. Л. А. Венгера. М.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», СПетербург, Речь, 2012
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Тренинг по сказкотерапии» С-Петербург, Речь,
9. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.
10
Куражева Н Ю. Бараева Н В. Тузасва А С. Козлова И Л «Цветик-семицветик»
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 — 6 лет. —
СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.
11. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Психологические занятия с дошкольниками
Программа «Цветик-Семицветик»».СПб.: Речь, - 2012.
12. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И.
Мамайчук. - СПб.: Речь, 2013.
13. Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и
коррекционной работы психолога. - М.
32