Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад «Золотая рыбка»
Должностная инструкция воспитателя
(педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования)
_______________________________________________________________________
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями
Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ в редакции от 6 марта 2019 года и 02.07.2021 г, приказа
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 № 761н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования"», приказа Минтруда России
от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования)», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», на основании требований Федерального закона
от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся и иных нормативно-правовых актов,
регулирующих трудовые правоотношения.
1.
Общие положения
1.1. Воспитатель относится к категории педагогических работников.
1.2. Воспитатель принимается и освобождается от должности приказом заведующего
муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Золотая рыбка»» (далее
Учреждение).
1.3. Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации (с
последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), без
предъявления требований к стажу работы, прохождение обучения оказанию первой помощи детям
дошкольного возраста.
Рекомендуется прохождение дополнительного профессионального образования по дополнительным
программам повышения квалификации в области дошкольного образования если имеющееся высшее
или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и
педагогические науки" не предполагало формирования профессиональных компетенций в области
дошкольного образования.
1.4. На должность воспитателя в соответствии с требованиями статьи 331 ТК РФ назначается
лицо:
- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда;
- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за
исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим
основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за
исключением
незаконной
госпитализации
в
медицинскую
организацию,
оказывающую
психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и
половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной
нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности
человечества, а также против общественной безопасности;
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие
преступления;
- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (Приказ Минфина России от 16 июня
2014 г. N 49н "Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые
(отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ").
1.5.
Воспитатель должен знать:
- Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации», Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, СанПин
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций», ФГОС ДО, Профессиональный стандарт
педагога; Устав и локальные акты Учреждения; Правила внутреннего трудового распорядка
Учреждения, Коллективный договор; трудовое законодательство; Положения нормативных правовых
актов Российской Федерации в области образования, воспитания, детства о правах ребенка, их
реализации в процессе образования и защите.
1.5.1. Для реализации трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» воспитатель
должен знать:
историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация
личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации,
а также основы их психодиагностики;
основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях;
пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и
приемы современных педагогических технологий;
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность
в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей,
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
законодательство о правах ребенка;
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей;
Конвенцию о правах ребенка;
трудовое законодательство.
1.5.2. Для реализации трудовой функции «Воспитательная деятельность» воспитатель должен
знать:
основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и
общества;
основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях;
основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их
возможные девиации, приемы их диагностики;
научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах
оценки;
основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических технологий;
нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие
организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации
(экскурсий, походов и экспедиций).
1.5.3. Для реализации трудовой функции «Развивающая деятельность» воспитатель должен знать:
педагогические закономерности организации образовательного процесса;
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития;
теорию и технологии учета возрастных особенностей воспитанников;
закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с
родительской общественностью;
основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых
сообществ.
1.5.4. Для реализации трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ
дошкольного образования» воспитатель должен знать:
специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми
раннего и дошкольного возраста;
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и
личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного
воспитания;
общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном
возрасте;
основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и
дошкольного возраста;
современные тенденции развития дошкольного образования.
1.6. Необходимые умения воспитателя.
1.6.1. Для реализации трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» воспитатель
должен уметь:
владеть формами и методами обучения;
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и
виртуальной среде;
использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех воспитанников, в том числе с особыми потребностями в
образовании: воспитанников, проявивших выдающиеся способности; воспитанников, для которых
русский язык не является родным; воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность
(отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой
деятельности);
1.6.2. Для реализации трудовой функции «Воспитательная деятельность» воспитатель должен
уметь:
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей;
общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
создавать в группах разновозрастные детско-взрослые общности воспитанников, их
родителей (законных представителей) и педагогических работников;
управлять группами с целью вовлечения воспитанников в процесс обучения и воспитания,
мотивируя их познавательную деятельность;
анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе
деловую, дружелюбную атмосферу;
защищать достоинство и интересы воспитанников, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
находить ценностный аспект знания и информации обеспечивать его понимание и
переживание воспитанниками;
владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в
решении воспитательных задач.
1.6.3. Для реализации трудовой функции «Развивающая деятельность» воспитатель должен уметь:
владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне
зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья;
использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий;
осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение дошкольной образовательной программы;
понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);
составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую
характеристику (портрет) личности воспитанников;
владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей воспитанников;
оценивать образовательные результаты, а также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик;
формировать детско-взрослые сообщества.
1.6.4. Для реализации трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ
дошкольного образования» воспитатель должен уметь:
организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:
предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры
детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;
применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга,
позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень
сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на
следующих уровнях обучения;
владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской);
выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями)
детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы
и средства для их психолого-педагогического просвещения;
владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования,
реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Функциональные обязанности
2.1. Воспитатель обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым
договором и настоящей должностной инструкцией;
соблюдать правила трудового распорядка детского сада;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и
антитеррористической защищенность;
бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц,
находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого
имущества) и других работников;
незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о
возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности
имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя,
если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
уважать честь, достоинство и репутацию воспитанников и работников детского сада;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном
законодательством об образовании;
проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные
медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование по направлению работодателя;
проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение
и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
выполнять поручения заведующего детским садом;
соблюдать устав детского сада.
2.2. При реализации трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» на воспитателя
возлагаются следующие трудовые действия:
осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
участие в разработке и реализации программы развития детского сада в целях создания
безопасной и комфортной образовательной среды;
планирование и проведение занятий;
систематический анализ эффективности занятий и подходов к обучению;
формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями
(далее – ИКТ);
формирование мотивации к обучению.
2.3. При реализации трудовой функции «Воспитательная деятельность» на воспитателя
возлагаются следующие трудовые действия:
регулирование поведения воспитанников для обеспечения безопасной образовательной
среды;
реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной
работы;
постановка воспитательных целей, способствующих развитию воспитанников, независимо
от их способностей и характера;
определение и принятие четких правил поведения воспитанниками в соответствии с
уставом и правилами внутреннего распорядка детского сада;
проектирование воспитательных программ;
реализация воспитательных программ, в том числе с применением дистанционных
технологий;
реализация, в том числе с применением дистанционных технологий, воспитательных
возможностей различных видов деятельности ребенка (игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.);
проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни детского сада;
развитие у воспитанников познавательной активности, самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у воспитанников культуры здорового и безопасного
образа жизни;
формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной
среде;
использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных
представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;
2.4. При реализации трудовой функции «Развивающая деятельность» на воспитателя возлагаются
следующие трудовые действия:
выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем воспитанников,
связанных с особенностями их развития;
оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной
образовательной среды;
применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и
динамики развития ребенка;
освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных),
необходимых для адресной работы с различными контингентами воспитанников: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, детисироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с
девиациями поведения, дети с зависимостью;
оказание адресной помощи воспитанникам;
взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического
консилиума;
разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями
(законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих
проводить коррекционно-развивающую работу, в том числе в дистанционной форме;
развитие у воспитанников познавательной активности, самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у воспитанников культуры здорового и безопасного
образа жизни;
формирование системы регуляции поведения и деятельности воспитанников.
2.5. При реализации трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ
дошкольного образования» на воспитателя возлагаются следующие трудовые действия:
участие в разработке основной общеобразовательной программы детского сада в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования;
участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды
образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или
дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и основными образовательными программами;
организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной
программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста;
участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом
и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей
развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога
и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с
особыми образовательными потребностями;
развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения
образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей
возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
формирование психологической готовности к школьному обучению;
создание позитивного психологического климата в группе и условий для
доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в
том числе ограниченными) возможностями здоровья;
организация видов деятельности, в том числе в дистанционной форме, осуществляемых в
раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой,
режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для
развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности,
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов;
активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности;
организация образовательного процесса на основе непосредственного общения, видео - и
аудиообщения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
4.2.3. При реализации образовательной программы воспитатель обязан соблюдать установленную
длительность непрерывной образовательной деятельности, которая не может превышать:
для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет – 10 минут;
для детей от 3 до 4 лет – 15 минут;
для детей от 4 до 5 лет – 20 минут;
для детей от 5 до 6 лет – 25 минут;
для детей от 6 до 7 лет – 30 минут.
4.2.4. При реализации образовательной программы воспитатель обязан соблюдать установленные
максимально допустимые объемы образовательной нагрузки, в том числе:
в младшей группе – не более 30 минут в первой половине дня;
в средней группе – не более 40 минут в первой половине дня;
в старшей группе – не более 45 минут в первой половине дня;
в подготовительной группе – не более 90 минут в первой половине дня;
для детей старшего дошкольного возраста – не более 30 минут во второй половине дня.
4.2.5. Осуществлять работу в завершении дня:
- в конце дня передавать детей их родителям (законным представителям), иным лицам, указанным
в договоре об образовании.
- не допускать передачи детей сторонним лицам, а также родителям (законным представителям) с
признаками алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
- кратко сообщать родителям (законным представителям) детей необходимую информацию (о
поведении ребенка в группе, о занятиях в течение дня, об особенностях развития, о том, насколько
хорошо или плохо ест, спит ребенок в Учреждении и т.п.).
- готовить помещение группы к следующему дню: мыть игрушки; расставлять детские столы,
стулья и т.п.; убирать на место игрушки, иные средства обучения и воспитания; выключать из сети
приборы и др.
4.2.6. При реализации образовательной программы и программы воспитания дошкольного
образования воспитатель обязан:
- способствовать достижению обучающимися целевых ориентиров.
- способствовать созданию условий развития каждого ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности.
- способствовать созданию развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
- способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей:
социальнокоммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественноэстетическое развитие;
физическое развитие.
- Обеспечивать выполнение следующих психологопедагогических условий:
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного
ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию
его развития;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу
и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей (иных законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- Обеспечивать выполнение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития
детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия через:
а) непосредственное общение с каждым ребенком;
б) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
а) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
б) создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
в) недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных
видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
а) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащими к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а
также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
б) развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
в) развитие умения детей работать в группе сверстников;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:
а) создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
б) организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественноэстетического развития
детей;
в) поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
г) оценку индивидуального развития детей;
- взаимодействие с родителями (иными законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
4.3. Воспитатель должен применять следующие необходимые умения:
- реализовывать основные принципы программы воспитания:
принцип гуманизма;
принцип ценностного единства и совместимости;
принцип общего культурного образования;
принцип следования нравственному примеру;
принцип безопасной жизнедеятельности;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого;
принцип инклюзивности.
- создавать условия для позитивной социализации воспитанников на основе базовых ценностей
российского общества через:
формирование у воспитанников ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе;
овладение воспитанниками первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения.
- организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:
предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилами),
продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в
том числе обеспечения игрового времени и пространства;
- применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
- использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие
оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них
качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
- владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской);
- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей
раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использует методы и средства для
их психолого-педагогического просвещения;
- владеть ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации
и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
5. Права
5.1. Воспитатель имеет право на:
5.1.1. Заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые
установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
5.1.2. Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
5.1.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей
квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
5.1.4. Сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих
праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.
5.1.5. Подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном
Трудовым кодексом, иными федеральными законами, в том числе дополнительное профессиональное
образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
5.1.6. Объединение, включая право на создание профессиональных организаций (профессиональных
союзов) и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов в формах и в
порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
5.1.7. Участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных Трудовым кодексом,
иными федеральными законами и коллективным договором формах.
5.1.8. Ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений через
своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.
5.1.9. Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом
способами.
5.1.10. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном
Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
5.1.11. Возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и
компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными
законами.
5.1.12. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
5.2. Воспитатель имеет право на обеспечение защиты персональных данных, хранящихся у
работодателя, в том числе на:
5.2.1. Полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных.
5.2.2. Свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий
любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом.
5.2.3. Определение своих представителей для защиты своих персональных данных.
5.2.4. Доступ к медицинской документации.
5.2.5. Требование об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных, а
также данных, обработанных с нарушением требований Трудового кодекса или иного федерального
закона.
5.2.6. Подачу в письменной форме заявления с соответствующим обоснованием работодателю о своем
несогласии в случае отказа работодателя от исключения или исправления персональных данных.
5.2.7. Требование об извещении работодателем всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или
неполные персональные данные работника, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях
или дополнениях.
5.2.8. Обжалование в суд любых неправомерных действий или бездействия работодателя при обработке
и защите его персональных данных.
5.3. Воспитатель имеет право в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней,
известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты
задержанной суммы.
5.4. Воспитатель имеет право на гарантии и компенсации в случае совмещения работы с получением
образования или в случае допуска к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.
5.5. Воспитатель имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе
право на:
5.5.1. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и
условиям, предусмотренным коллективным договором.
5.5.2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом.
5.5.3. Получение полной достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных
органов и общественных организаций об условиях, требованиях и охране труда на рабочем месте,
включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, о
существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или)
опасных производственных факторов.
5.5.4. Отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья
вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами, до устранения такой опасности.
5.5.5. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями
охраны труда за счет средств работодателя.
5.5.6. Обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.
5.5.7. Дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации
рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.
5.5.8. Запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного
надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной
власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного
контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового
права.
5.5.9. Обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в
объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные
уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда.
5.5.10. Личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с
обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
5.5.11. Внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с
сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного
медицинского осмотра.
5.5.12. Гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным
договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.6. Воспитатель имеет право в целях самозащиты трудовых прав, известив работодателя или своего
непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме,
отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от
выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев,
предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
5.7. Воспитатель имеет право на обращение в комиссию по трудовым спорам и рассмотрение его
заявления в десятидневный срок со дня его подачи.
5.8. Воспитатель имеет право на забастовку в порядке, предусмотренном законодательством.
5.9. Воспитатель имеет право на:
5.9.1. Свободу выражения своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность.
5.9.2. Свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и
воспитания.
5.9.3. Творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и
воспитания в пределах реализуемой образовательной программы.
5.9.4. Выбор пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с
образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.
5.9.5. Участие в разработке образовательных программ и их компонентов.
5.9.6. Осуществление научной, научнотехнической, творческой, исследовательской деятельности,
участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.
5.9.7. Бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке,
установленном локальными нормативными актами детского сада, к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным
фондам, материальнотехническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым
для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности.
5.9.8. Бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами детского сада, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными
актами.
5.9.9. Участие в управлении детским садом, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке,
установленном уставом.
5.9.10. Участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности детского сада, в том числе через
органы управления и общественные организации.
5.9.11. Обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений.
5.9.12. Защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование
нарушения норм профессиональной этики.
5.10. Воспитатель имеет право на:
5.10.1. Сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
5.10.2. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого
определяется Правительством Российской Федерации.
5.10.3. Длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной
педагогической работы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.10.4. Досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
5.10.5. Иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и
законодательными актами регионального уровня.
6. Ответственность
6.1. Воспитатель несет персональную ответственность за:
6.1.1. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим
трудовым законодательством Российской Федерации;
6.1.2. За оказание платных образовательных услуг обучающимся в Учреждении, если это приводит к
конфликту интересов;
6.1.3. За использование образовательной деятельности для политической агитации, принуждения
обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для
разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации,
пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку
социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к
религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических,
о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся
к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации;
6.1.4. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации;
6.1.5. Причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации;
6.1.6. Разглашение сведений конфиденциального характера, утрату документов, содержащих такие
сведения, нарушение установленных правил обращения c конфиденциальной информацией;
6.1.7. Передачу посторонним лицам любых документов ДОУ, не предусмотренную законодательством
или интересами дошкольного учреждения;
6.1.8. Неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение
вредоносных программ ПК, нарушение правил эксплуатации ПК или их сети;
6.1.9. Разглашение персональных данных другого лица.
7. Заключительные положения
7.1. Контроль за исполнением инструкции воспитателем возлагается на заместителя заведующего.
наименование, номер и дата документ
С инструкцией ознакомлен:
__________ /_____________________
подпись
Ф.И.О.
Один экземпляр получил на руки
и обязуюсь хранить на рабочем месте
«_____»___________2021 г.