ДИ логопеда

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотая рыбка»

Должностная инструкция учителя логопеда в ДОУ
_____________________________________
фамилия имя отчество

.
1. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция учителя-логопеда ДОУ разработана в соответствии с
Профстандартом "01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального,
основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Минтруда
и Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г.; с учетом Приказа Министерства труда и социальной
защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед,
сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)", подготовленного Минтрудом России 15 сентября
2016 г.; с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от
17 октября 2013 г. №1155; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 6 марта 2019 года и 02.07.2021 г; Трудовым кодексом
Российской Федерации на основании требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения
между работником и работодателем.

1.2. На должность учителя-логопеда назначается лицо, имеющее высшее образование с
уровнем специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование с
уровнем специалитет или магистратура и профессиональной переподготовкой в области
логопедии без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:


прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и
лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных
заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации
с допуском к работе;

отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования,
воспитания, развития несовершеннолетних, установленных статьей 351.1 Трудового
кодекса Российской Федерации.

1.4. Учитель-логопед относится к категории специалистов, назначается и освобождается от
должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
1.5. Учитель-логопед непосредственно
образовательным учреждением.

подчиняется

заведующему

дошкольным

1.6. Учитель-логопед ДОУ должен знать:




















законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов;
законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность;
Федеральные государственные образовательные стандарты;
требования к адаптированным основным общеобразовательным программам,
адаптированным образовательным программам;
требования к безопасности образовательной среды для воспитанников с нарушениями
речи;
теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем
образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции развития образования лиц
с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи;
основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного
обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ;
клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с
ограниченными возможностями здоровья;
структуру речевых нарушений, в том числе специфику нарушений речи у разных
категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их
нарушения;
содержание и технологии проведения логопедических занятий;
современные педагогические технологии реализации деятельностного,
компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных
представителей), членов семей по вопросам семейного воспитания, выбора
образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной
адаптации, реабилитации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей
работы в условиях семьи;
направления и способы взаимодействия учителя-логопеда, педагогических
работников и специалистов, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции
нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи;
пути достижения и способы оценки результатов освоения образовательных программ
и (или) программ логопедической помощи лицами с нарушениями речи;
требования к оснащению и оборудованию учебных и логопедических кабинетов
современными образовательными средствами, техническими средствами,
дидактическими средствами, средствами логопедической помощи;
нормы современного русского литературного языка;
особенности семейного воспитания лиц с нарушениями речи;



гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – гигиенические
нормативы);

санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные правила);

нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования
антитеррористической защищенности.
1.7. Учитель-логопед ДОУ должен уметь:

















планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс в
соответствии с общеобразовательными программами и (или) программами
логопедической помощи;
определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности лиц с
нарушениями речи по освоению ими программ образования и (или) программ
логопедической помощи;
определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации
образовательной программы и (или) программы логопедической помощи с учетом
особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных
особенностей лиц с нарушениями речи;
организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации
образовательных программ и (или) программ логопедической помощи (в
индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми
образовательными потребностями и индивидуальными особенностями;
разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными
представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи
с учетом его возраста, индивидуальных возможностей;
использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и
оценки образовательной и логопедической работы с лицами с нарушениями речи с
учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных
потребностей, индивидуальных особенностей;
использовать логопедические технологии реализации коррекционно-развивающей
направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных
потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями
речи;
применять логопедические технологии сопровождения лиц с нарушениями речи в
системе комплексной реабилитации;
планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности лиц с
нарушениями речи;
использовать технологии формирования у лиц с нарушениями речи мотивации к
качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией,
необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых
образовательных потребностей, индивидуальных особенностей;
использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и
мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи
образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, определять
дальнейшие траектории образования с учетом особых образовательных и социально-

коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями
речи;

применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных
потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи;

использовать технологии инклюзивного образования;

взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное
сопровождение лиц с нарушениями речи в организациях здравоохранения, социальной
защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов;

взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными
организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями речи,
их семьям;

использовать грамотную, четкую, выразительную, орфоэпически правильную речь;

осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный
документооборот;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования
профессиональной этики.
1.8.
Учитель-логопед должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи
пострадавшим, знать требования антитеррористической защищенности, пути эвакуации, при
угрозе совершения или совершении террористического акта, иной кризисной ситуации
выполнять нормы антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения
заведующего и ответственных за пожарную безопасность, антитеррористическую
защищенность.
2. Должностные обязанности
Учитель-логопед ДОУ выполняет следующие обязанности:
2.1. В рамках своей обобщенной трудовой функции обучения, воспитания, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
2.1.1. Осуществляет деятельность, которая направлена на максимальную коррекцию
недостатков в развитии у воспитанников детского сада с нарушениями речи.
2.1.2. Способствует формированию общей культуры личности, социализации воспитанников
ДОУ.
2.1.3. Анализирует документы лиц с нарушениями речи, оформленные организациями
здравоохранения,
социальной
защиты,
образования,
культуры,
спорта,
правоохранительными органами.
2.1.4. Проводит диагностику нарушения речи, логопедическое обследование с учетом
возраста, индивидуальных особенностей воспитанников с нарушениями речи.
2.1.5. Определяет тип образовательной программы и (или) варианта оказания
логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных
потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи.
2.1.6. Обеспечивает специальную образовательную среду для реализации особых
образовательных потребностей воспитанников с нарушениями речи и развития
компетенции, необходимой для жизни человека в обществе.

2.1.7. Проводит комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния
воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
2.1.8. Планирует и проводит уроки, логопедические групповые (подгрупповые) и
индивидуальные занятия с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных
потребностей, индивидуальных особенностей воспитанников с нарушениями речи.
2.1.9. Осуществляет систематический контроль и оценку достижений воспитанниками с
нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания.
2.1.10. Консультирует родителей (законных представителей) и членов семей воспитанников
с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного
маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации,
проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи.
2.1.11. Консультирует воспитателей и педагогических работников, участвующих в
реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации воспитанников с
нарушениями речи.
2.1.12. Реализует меры по профилактике нарушений речи, а также заболеваний, трудностей
в развитии и социальной адаптации воспитанников с нарушениями речи
2.1.13. Направляет при необходимости воспитанников детского сада на консультацию в
психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
2.1.14. Оформляет программно-методическую документацию, определяемую в соответствии
с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающую
реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений
развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых
образовательных потребностей лиц с нарушениями речи.
2.1.15. Составляет заключение по результатам логопедического обследования
воспитанников ДОУ и доводит до сведения педагогов и родителей (законных
представителей).
2.2. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах
методической деятельности, в подготовке и проведении родительских собраний,
оздоровительных,
воспитательных
и
других
мероприятий,
предусмотренных
образовательной программой.
2.3. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию и педагогический
уровень на курсах, семинарах.
2.4. Уважительно и заботливо относится к каждому ребенку ДОУ, проявляет выдержку и
педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.5. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников детского сада во время
образовательного процесса.
2.6. Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в детском и
взрослом коллективе.
2.7. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в детском саду.

2.8. Своевременно информирует руководителя логопедической службы и заведующего ДОУ
о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
2.9. Своевременно доносит информацию до заведующего ДОУ, дежурного администратора
обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду, которые связаны с жизнью и
здоровьем детей.
2.10. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические
медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (при
приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в
соответствии с национальным календарем профилактических прививок и национальным
календарем прививок по эпидемиологическим показаниям.
2.11. Неукоснительно выполняет требования должностной инструкции учителя-логопеда в
ДОУ, нормативно-правовых документов, которые регламентируют трудовую деятельность в
ДОУ.
2.12. Соблюдает правила и нормы охраны труда, технику безопасности, противопожарной и
антитеррористической защиты, а также санитарные правила и гигиенические нормативы,
при этом несет персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого
воспитанника ДОУ.
3. Права
Учитель - логопед в пределах своей компетенции имеет право:
3.1. Принимать непосредственное участие в:


разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного
учреждения, в создании соответствующих документов;

подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;

всех смотрах-конкурсах детского сада, района, города;

инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;

семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и
информационно-методического центра.
3.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников детского сада, а также их творческих способностей.
3.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения,
исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
3.4. Вносить грамотные предложения
образовательной работы ДОУ.

по

совершенствованию

воспитательно-

3.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.
3.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВиМР и других
узких специалистов детского сада.

3.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению
поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного
учреждения.
3.8. Другие права, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации,
Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения
и Правилами внутреннего трудового распорядка.
4. Ответственность
4.1. Учитель-логопед детского сада несет персональную ответственность за сохранность
жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной деятельности дошкольного
образовательного учреждения.
4.2. Учитель-логопед в ДОУ несет ответственность за сохранность хозяйственного
инвентаря, игрового оборудования и имущества дошкольного учреждения, находящегося на
рабочем месте.
4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего и
иных утвержденных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкцией
учителя-логопеда детского сада, в том числе за не использование предоставленных прав,
учитель - логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном
трудовым законодательством России. За грубое нарушение трудовых обязанностей в
качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
4.4. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с
физическим или психическим насилием над личностью ребенка, учитель - логопед может
быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым
законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за
данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
4.5. За нарушение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил
организации воспитательно-образовательного процесса учитель-логопед будет привлечен к
административной ответственности в порядке и в случае, которые предусмотрены
административным законодательством РФ.
4.6. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам
воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или не
исполнением своих должностных обязанностей учитель-логопед ДОУ несет материальную
ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским
законодательством.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель-логопед ДОУ:
5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику,
составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности
деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не
установлены нормы выработки.

5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно.
Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем
заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим ДОУ.
5.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательнообразовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое
полугодие и в конце года.
5.4. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением, заместителя
руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационнометодического характера, знакомится под роспись с необходимой документацией.
5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, непосредственно имеющим
отношение к его деятельности, с работниками службы и педагогическим коллективом.
5.6. Ставит в известность заведующего ДОУ о возникновении трудностей в работе.
5.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе
информацию, полученную непосредственно на выездных совещаниях и семинарах.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию
производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до
замены ее новой должностной инструкцией.
6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается
подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в
журнале ознакомления с должностными инструкциями.
С инструкцией ознакомлен:
__________ /_____________________
подпись

Ф.И.О.

Один экземпляр получил на руки
и обязуюсь хранить на рабочем месте
«_____»___________2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».