Пояснит. записка к уч. плану з.р. 24-25 г

Пояснительная записка к учебному плану
МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»
2024-2025 учебный год
Учебный план МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»
регламентирующий организацию образовательного процесса
методического
обеспечения,
кадрового
обеспечения;
образовательных областей и объем учебного времени,
организованной образовательной деятельности.

является нормативным актом,
в ДОУ с учетом наглядноустанавливающим
перечень
отводимого на проведение

Основными задачами планирования являются:
1.

Регулирование объема образовательной нагрузки.

2.

Реализация федеральной образовательной программы

3.
Реализация
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования к содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ.
4.

Обеспечение углубленной работы по познавательному направлению.

Учебный план МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» на 2024-2025 учебный год
разработан в соответствие с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного
образования»;
«Санитарно - эпидемиологическими требования воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №
28,(зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2020 № 61573), (далее – СанПиН 2.4.3648-20);
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» СанПиН 1.2.3685-21, утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 года № 2, (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2021 № 62296), (далее –
СанПиН 1.2.3685-21);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155
«Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования » Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28.02.2014г. № 08-249;
Устав МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»;
Основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка».
Учебный год начинается с 1 сентября 2024 г. и заканчивается 31 мая 2025г. ДОУ работает в
режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников.
В 2024-2025 учебном году в МБДОУ ДС «Золотая рыбка» функционирует 8
общеобразовательных групп, и 3 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старше 3 лет
компенсирующей направленности, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:

№

Наименование группы

Возраст

1.

Одновозрастная группа для детей от 1 года до 3 лет общеразвивающей
направленности, 1-я младшая «Дочки – сыночки»
Одновозрастная группа для детей от 1 года до 3 лет общеразвивающей
направленности, 1-я младшая «Дочки – сыночки»
Одновозрастная группа для детей от 3 года до 4 лет общеразвивающей
направленности, «Подсолнушки» 2-я младшая №1
Одновозрастная группа для детей от 3 года до 4 лет общеразвивающей
направленности, «Солнышко» 2-я младшая №2
Одновозрастная группа для детей от 4 года до 5 лет общеразвивающей
направленности, «Одуванчики» средняя
Одновозрастная группа для детей старше 3 лет общеразвивающей
направленности, «Непоседы», старшая
Одновозрастная группа для детей старше 3 лет общеразвивающей
направленности, «Теремок» подготовительная
Группа компенсирующей направленности №1 для детей с тяжелыми
нарушениями речи, «Говорушки»
Группа компенсирующей направленности №2 для детей с тяжелыми
нарушениями речи «Речецветик»
Группа компенсирующей направленности №3 для детей с тяжелыми
нарушениями речи «Улыбка»

с 1,6 до 3 лет

15

с 1,6 до 3 лет

15

с 3 до 4 лет

17

с 3 до 4 лет

21

с до 5 лет

24

5 – 6 лет

14

6 – 7 лет

20

с 5 -6 лет

16

с 5 – 7 лет

10

с 6 – 7 лет

14

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Кол-во

отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%.
В соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного
образования в обязательной части Плана определено время на организованную образовательную
деятельность (ООД), отведенное на реализацию пяти образовательных областей.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие» отражено в режиме занятий. Занятия используются, как
одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в
части, формируемой участниками образовательного процесса, кроме этого, в учебном плане и в
календарном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее
характерные для каждого возраста детей.
При составлении учебного плана учитываются принципы:
- принцип развивающего образования, цель которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процессаобразования дошкольников;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными
возможностями иособенностями детей, спецификой образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской
деятельности
(игровой,
элементарно-трудовой,
познавательно-исследовательской,
конструирование, изобразительной, коммуникативной, восприятие художественной литературы и
фольклора, музыкальной, двигательной). И их интеграцию с использованием разнообразных
форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в
зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач.
Планируются занятия физкультурно – оздоровительного и эстетического цикла во всех
возрастных группах и занятия, требующие повышенной познавательной активности и
умственного напряжения, проводятся в первую половину дня с учетом дней наиболее высокой
трудоспособности.
МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» реализует основную образовательную программу
дошкольного образования во всех группах общеразвивающей направленности.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её
природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетическойактивности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем
ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в
обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Максимально-предельная нагрузка ООД
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию
парциальных образовательных программ для детей дошкольного возраста.

Продолжительность
ООД
Максимальный объем
образовательной
нагрузки в первой
половине дня

1,6-3
года
810мин.
20мин.

3-4 года
Не более
15мин.
30мин.

4-5 лет
Не более
20 мин.
40 мин.

5-6 лет
Не более 25
мин.
1ч.15мин.

6-7 лет
Не более
30мин.
1ч.30мин.

В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность,
проводятфизкультминутки. Перерыв между периодами ООД не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет
не более 25 – 30 минут в день. В середине ООД статического характера проводятся
физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации занятий с 1,6 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (фронтальные).
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет
гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Выбор форм работы осуществляется педагогами самостоятельно и зависит от контингента
воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода
педагогов.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно
игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группа)
выделяется время для занятий учебно-развивающего характера.
В первой и второй младших группах организованная образовательная деятельность
проводится в первой, половине дня. Количество видов ООД в первой половине дня в младшей и
средней группах не превышает двух занятий, а в старшей и подготовительной – трех.
Причем ООД с детьми 5-7 лет может осуществляться во второй половине дня после
дневного
сна,
но
не
чаще
2-3
раз
в
неделю.
Дополнительная образовательная деятельность (кружки) проводятся во второй половине дня, и
их продолжительность не превышает 25-30 мин.
ООД физкультурно-оздоровительного цикла должна занимать не менее 50% общего
времени, отведенного на ООД. Физическая культура для дошкольников проводиться 3 раза в
неделю. Одно из занятий по физической культуре для дошкольников проводиться
круглогодично на открытом воздухе в соответствии с основной образовательной программой и
СанПиН. В теплое время года ООД по физической культуре проводиться на открытом воздухе.
Общественно полезный труд старших дошкольников проводиться в форме
самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка
стола, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 минут
в день.
Коррекционно-воспитательная работа в логопедических группах ведётся по
разработанной адаптированным программе на основе Федеральной адаптированной
образовательной программы (ФАОП). Также используется «Программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада с ОНР» Н.В. Нищевой. Учебный
план предусматривает проведение подгрупповых и фронтальных занятий с детьми и «Программа
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б.

Филичевой, Т.В. Чиркиной.
На основании диагностических данных по каждому ребенку (речевых карт) и в
соответствии с речевыми дефектами детей были намечены направления работы в учебном году,
разработаны перспективный и тематический планы.
Работа с детьми проводится по следующим коррекционно-развивающим направлениям:
• Развитие речевого дыхания и силы голоса;
• Исправление звукопроизношения и постановку звуков у всех детей
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие фонематического слуха
• Развитие диалогической и монологической речи посредством театрализованных игр, игрдраматизаций, коррекционно-дидактических игр и т. д.
• Расширение и пополнение словарного запаса по всем лексическим темам
• Развитие психических процессов, связанных с развитием речи, памяти, внимания, мышления.
Намеченные коррекционные задачи индивидуального развития и оказания эффективной
помощи каждому ребенку решались в тесном взаимодействии всех специалистов, работающих в
логопедической группе (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре).
При составлении режима дня соблюдалось сбалансированное чередование специальноорганизованной деятельности и свободного отдыха детей.
Парциальные программы являются дополнением к основной общеобразовательной
программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.
Вариативная часть учебного плана часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает
приоритетное направление деятельности МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» и расширение
области образовательных услуг для воспитанников, предполагает реализацию ООД, досуговой,
игровой деятельности. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию
дополнительных образовательных услуг (кружковую работу). Исходя из запросов родителей и с
целью развития способностей детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в
ДОУ организованы кружки. В целях полной удовлетворенности родительского спроса на
образовательные услуги в 2024 – 2025 учебном году в ДОУ реализуются бесплатные
образовательные услуги:
«Читайка»
«Страна Вообразилия»
«Звуковой калейдоскоп»
«Мечта»
«Крепыш»
При этом, учитывая требование СанПин по максимальной недельной нагрузке, каждый
ребенок на выбор может посещать не более 1 кружка, старший возраст – не более 2 кружков.
С 01.09. по 15.09, и с 10.05. по 25.05. ежегодно проводится мониторинг уровня развития
интегративных качеств и достижения детьми планируемых результатов.
Учебный план составлен из расчёта 36 недель и не превышает максимально допустимый
объём общей нагрузки, рационально распределяет время, отводимое на освоение федеральной
образовательной программы.
Учебный год начинается с 01.09. и заканчивается 31.05. В середине учебного года
(январь) для детей дошкольного возраста организуются недельные каникулы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».